Страна иллюзий

Культура
Москва, 12.06.2000
«Эксперт» №22 (235)

Выставка "Искусство садов", проходящая в ГМИИ им. А. С.Пушкина, - одна их тех, где можно увидеть то, что обычно спрятано от зрительских глаз в фондах музея. На этот раз это работы таких знаменитых граверов, как Джованни Баттиста Пиранези и Жак Калло, наброски одного из лучших живописцев французского рококо Оноре Фрагонара, а также нежнейшие офорты одного из строителей Петербурга Джакомо Кваренги. Всех их объединило искусство садов, которое в XVI-XVIII столетиях переживало в Европе свой "золотой век".

Сад в те времена - это больше, чем место для прогулок. Сад - это мир, точнее его хрупкая модель из баскетов, клумб, фонтанов и прудов. Как устроен мир, так же должен быть устроен и сад. Мир времен Людовика XIV был рациональным и регламентированными. Таким же был и главный сад - Версаль, для осмотра которого сам король-Солнце составил подробные инструкции, наподобие: "Войти в лабиринт и спуститься к фонтану 'Утки и собаки', подняться, чтобы выйти со стороны фонтана Бахуса", подкарауливавшие посетителя буквально на каждой аллее. Версалю подражали везде - в дворцовых ансамблях европейских монархов и в усадьбах. У нас были Петергоф и подмосковное Кусково. Их гравированные "портреты", представленные на выставке, ничем не уступают французским и итальянским офортам.

На смену регулярному саду пришли "живописные" парки. "Если нам хочется создать живописный сад, страну иллюзий, отчего отказывать себе в этом?" - писал поэт и рисовальщик Луи Кармонтель, создатель знаменитого парка Монсо в Париже. Свою "страну иллюзий" он населил диковинами, которые должны были помочь воссоздать некую "естественную среду" - крестьянскую ферму, голландскую мельницу, "руины древних храмов", возвышающиеся над баскетами минареты и даже псевдогробницы, как будто действительно стремился вместить в свой сад целый мир. Сходство изображений этих садовых диковин с театральной декорацией не случайно. Создатели садов, в том числе сам Луи Кармонтель, сравнивали сад с оперной сценой, подходящей и для античной пасторали, и для романтического свидания.

Чем ближе к XIX веку, тем больше создатели садов отдавали предпочтение самой природе. На место стриженых баскетов приходили заросли кустарников, на место бассейнов с фонтанами - затянутые тиной пруды. Из садов потихоньку стали исчезать "диковины", давая посетителю почувствовать себя не актером на "оперной сцене", а "человеком в пейзаже".

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (235) 12 июня 2000
    Государственный рэкет-2
    Содержание:
    Жестокая любовь Минфина

    Несовершенство закона рождает коррупцию - нигде эта истина не проявляется так явно, как в сфере межбюджетных отношений

    Обзор почты
    Реклама