Кто кого пересидит

Экономический анализ
Москва, 12.06.2000
«Эксперт» №22 (235)
У государства нет четкой позиции относительно участия в реструктуризации банковской системы, поэтому у банкиров остается надежда решить свои проблемы за казенный счет

Одним из ключевых факторов посткризисного оживления российской промышленности стало расширение банковского кредитования предприятий реального сектора экономики, способствующее повышению их ликвидности и инвестиционной активности. Однако резервы стихийного восстановления банков после тяжелого нокдауна осенью 1998 года близки к исчерпанию. Несмотря на то что совокупный капитал российской банковской системы в номинальном рублевом выражении почти вернулся к докризисному уровню, в валютном выражении он едва дотягивает до 5 млрд долларов (характерный размер капитала одного среднего американского банка). Понятно, что с такой карликовой банковской системой задач модернизации производственных мощностей не решишь. А ведь уйма денег требуется на окончательную санацию самой банковской системы - урегулирование обязательств перед кредиторами, включая иностранцев и пострадавших вкладчиков.

Несмотря на развернувшую кредитную экспансию и растущие прибыли выживших банков, понятно, что быстро накопить средства, необходимые для самооздоровления и заметной инвестиционной помощи реальному сектору экономики, российские банки не в состоянии. Отсюда их настойчивые призывы к правительству (недавно они были оформлены в принятые Ассоциацией российских банков "Концептуальные основы развития банковской системы России") оказать процессу реструктуризации банковской системы массированную государственную помощь, желательно наличными. Среди предлагаемых банкирами мер - возобновление практики выдачи стабилизационных кредитов, подпитка АРКО новыми источниками госфинансирования и ряд других.

Чуть более тонкую схему поддержки предлагает один из идеологов концепции АРБ президент Пробизнесбанка Сергей Леонтьев. Он считает реальной возможность поддержки государством ряда банков-партнеров через вхождение в капитал на три-четыре года. "Нам нужно создать целый пласт государственных банков и банков развития. На переходный период России не обойтись без политики государственного вмешательства, без определенного фондирования специальных программ и создания бюджета", - убежден Леонтьев.

Схема видится примерно так. На первом этапе государство разрабатывает требования к банкам, специализирующимся на кредитовании реального сектора, и путем конкурсного отбора создает группу примерно из тридцати банков-партнеров (как это делает в рамках сопровождения своих программ Мировой банк). Затем государство обменивает свои обязательства, допустим облигации, на акции этого банка, процентов 20-25. Если госбумаги окажутся ликвидными, банк получит рекапитализацию, идентичную проведенной в денежной форме. Одновременно банк-партнер получает право на участие во всех программах подъема экономики, реализуемых правительством. Если банк-партнер, по мнению государства, не выполняет функций, взятых на себя в рамках сотрудничества, оно имеет право продать пакет акций банка на рынке.

Кроме того, считает г-н Леонтьев, многое можно сделать в рамках того бюджета, которым располагает АРКО. Нужно просто сменить приоритеты финанси

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (235) 12 июня 2000
    Государственный рэкет-2
    Содержание:
    Жестокая любовь Минфина

    Несовершенство закона рождает коррупцию - нигде эта истина не проявляется так явно, как в сфере межбюджетных отношений

    Обзор почты
    Реклама