Вложите в творца

На улице Правды
«Эксперт» №25 (238) 3 июля 2000
Пока российские компании не начнут вкладывать деньги в разработку уникальных продуктов и стилей, мы будем неуверенно чувствовать себя в конкуренции с иностранцами
Вложите в творца

Помимо общепринятых экономических индикаторов состояния хозяйства любой страны типа темпов роста ВНП, уровня безработицы, изменения фондовых индексов и темпов роста цен в журналистике существует еще один - активность пресс-служб экономических субъектов. Особо возрастает она не на пике процесса, а в преддверии проявления той или иной тенденции. Конец весны - начало лета этого года оказались весьма урожайными на презентационную деятельность западных консультационных и подобных им фирм. Представлялись международные продавцы и аналитики рынка недвижимости, причем в ходе презентации особо обсуждался вопрос изменения ситуации на рынке офисов в Москве и Питере; представлялись крупные PR-агентства и малоизвестные консультационные фирмы. О чем свидетельствует этот всплеск PR-активности? О том, что иностранцы вновь заинтересовались Россией.

О том же говорит и другой показатель - количество заказов у социологических и маркетинговых контор. Полтора года перебивались они редкими заказами богатых иностранных фирм и радовались новоявленному интересу к их услугам со стороны бедных российских предпринимателей. Сегодня же они завалены работой прежде всего с той стороны.

Итак, осенью мы можем ожидать нашествия иностранных компаний в Россию. Но готовы ли мы к этому? Я не имею в виду неблагоприятный налоговый и инвестиционный климат, государственный и просто рэкет. В этих зонах, судя по всем вместе взятым инициативам исполнительной власти, как раз можно ожидать довольно быстрого улучшения ситуации. Готовы ли российские компании к конкуренции с международными?

Два года назад, опомнившись после кризиса, российские менеджеры возликовали - девальвация давала им шанс переступить барьер малых региональных фирм и превратиться в большие компании. Рост и экспансия стали их основными целями. Лучшие из них эти планы реализовали - нарастив обороты в разы, выйдя за пределы своего региона, а иногда и за пределы России. Однако оказалось, что столь быстрый рост не вполне обеспечен ресурсами. Ни в одной из успешных компаний, с менеджерами которых мне удалось в последнее время поговорить, не жаловались на недостаток денег. Деньги не сдерживают сегодня рост. Жаловались на переизбыток бизнес-планов, с одной стороны, и на крайний дефицит квалифицированных кадров - с другой. Где взять рабочих, которые могут справиться с уже купленным дорогим оборудованием; где взять технологов, которые смогут научить рабочих с ним справляться; где взять менеджеров, которые смогут купить еще оборудования, найти технологов и рабочих и заставить всех выполнять необходимую работу? Столкнувшись с жесточайшим кадровым голодом, топ-менеджеры начали создавать более тонкие процедуры управления своими предприятиями, процедуры, которые позволят им, не прерывая процесса, повышать качество имеющихся в их распоряжении трудовых ресурсов. Этим внутренним совершенствованием сегодня озабочены почти все. Однако пока вне зоны внимания топ-менеджеров остается еще один важный фактор конкурентоспособности - умение компании выде