Под неудобным флагом

Рынки
Москва, 17.07.2000
«Эксперт» №27 (240)
Российский флот теряет не только суда, но и кадры

Регулярно появляющимся известиям о том, что в том или ином порту мира арестовано судно под иностранным флагом, но с российскими моряками на борту, уже никто не удивляется. Все привыкли к сообщениям о соотечественниках, месяцами живущих на арестованных судах без зарплаты и нормального питания. Свежий пример - простоявшее три месяца в эстонском порту Пальяссааре под арестом рыболовецкое судно Seagull в начале июля было освобождено на один день из-под стражи, но работающая уже второй год без зарплаты команда российских моряков потребовала вновь арестовать судно.

А ведь еще недавно, в советские времена, профессия моряка считалась престижной. Пока на берегу радовались зарплате в 160 рублей, труженики моря зарабатывали не меньше тысячи: 22% их оклада составляла твердая валюта. "Загранка" давала еще одно существенное преимущество. Дефицитные в нашем отечестве нейлоновые кофточки и болоньевые плащи (впрочем, как и "чеки", и подержанные иномарки) были дополнительным источником материального благополучия. Страна боролась со спекуляцией - моряк за ее счет процветал. Неудивительно, что о конкурсах в мореходки ходили легенды.

Нельзя сказать, что сегодня в России эта профессия окончательно утратила былой престиж. По сравнению с большинством сухопутных сограждан моряки по-прежнему в выигрыше. Однако цвета родного российского триколора для них сильно потускнели: зарплаты у тех, кто ходит под отечественным "сине-бело-красным", на порядок ниже той, которую сулит нашему моряку "удобный" флаг.

По сведениям Министерства транспорта РФ, сегодня около 15 тысяч российских моряков торгового флота работают под иностранным флагом. Согласно данным Международной федерации судовладельцев, Россия занимает пятое место среди стран-поставщиков рабочей силы на суда - после Филиппин, Индонезии, Турции и Китая.

Удобные флаги: история вопроса

Практика удобного флага стала набирать обороты после Второй мировой войны, когда американские судовладельцы начали переводить суда разросшегося торгового флота США под панамский флаг. Вскоре к Панаме присоединились Либерия, Гондурас и Коста-Рика. Одно время их в шутку называли странами "Панлибгонко". Сегодня возможность использования дешевого флага предоставляют более 20 государств. Среди них традиционное первенство держат Либерия и Панама, а также активизировавшиеся в последнее время Кипр и Мальта.

Никакой реальной связи с этими странами у судна под их флагом нет. Кроме одной: на его борту действуют нормы страны регистрации судна - нередко имеющие мало общего с общеевропейскими нормами труда и права. Удобный (он же "дешевый", "подставной") флаг привлекает судовладельцев в первую очередь тем, что позволяет уходить от налогов. Кроме того, на таких судах легко избежать выполнения жестких норм безопасности мореплавания. Немаловажно и то, что на суда под подставным флагом разрешен свободный найм дешевой рабочей силы. Легко догадаться, что в эту категорию попадают и российские моряки.

Зарплата, считающаяся в Европе грошовой, их вполне устраивает. По д

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (240) 17 июля 2000
    Война власти с бизнесом
    Содержание:
    Обзор почты
    Тема недели
    На улице Правды
    Реклама