Зона авторского бесправия

Тема недели
«Эксперт» №29 (242) 14 августа 2000
Только совместные усилия государства и авторских обществ смогут вывести причитающиеся авторам миллионы из-под контроля теневого бизнеса

Масштабы "копирайт-индустрии" - производства и проката фильмов, звукозаписей, компьютерных программ, издания книг - в мире весьма велики. Международный альянс интеллектуальной собственности (IIPA) в 1999 году оценил копирайт-бизнес в США в 348 млрд долларов (почти 5% ВВП страны). В России этот показатель никто и не подсчитывал. Между тем убытки западной копирайт-индустрии от пиратства в России в 1999 году составили порядка 1 млрд долларов. Убытки российских правообладателей неизвестны.

Однако очевидно, что отсутствие в нашей стране федерального органа, отвечающего за государственную политику в области охраны авторских и смежных прав, богаче наших авторов не сделает.

Дети лейтенанта Шмидта

Деятельность авторско-правовых обществ строится на том, что ни один автор, произведения которого популярны, не в состоянии отследить каждый случай их использования и потребовать причитающееся ему вознаграждение. Потому-то авторы и создают по почину Бомарше авторские общества - некоммерческие организации, предоставляющие от их имени лицензии на право использования произведений и собирающие с пользователей гонорар в пользу авторов. Такие общества, объединенные во всемирную конфедерацию CISAC, действуют почти во всех странах, взимая вознаграждение друг для друга по всей планете. Сформированная таким образом глобальная система сборов ежегодно приносит авторам во всем мире порядка 25 млрд долларов.

Наших авторов в этой всемирной паутине сначала представляло Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), а затем - Российское агентство интеллектуальной собственности при президенте (РАИС). Осенью 1993 года РАИС было упразднено, а его активы переданы Российскому авторскому обществу (РАО). При этом, правда, государственные функции в области охраны авторских и смежных прав остались бесхозными, а собирать вознаграждение помимо РАО стало множество действующих в столице и регионах организаций по управлению имущественными правами авторов и других правообладателей на коллективной основе. Однако только РАО реально, хотя и не слишком эффективно, осуществляет сбор и выплату авторам вознаграждения за использование их произведений. Другие общества, как правило, не могут собрать ничего. Даже если им удается получить от пользователей какие-либо гонорары, "собиратели" не торопятся платить правообладателям, а расходуют собранные средства на собственные нужды. Более того, некоторые организации, превратно толкуя Закон об авторском праве и смежных правах, выдают, например, как бы от имени корпорации Microsoft лицензии на использование программного обеспечения.

Из-за отсутствия государственного регулирования и контроля в некоторых секторах российской копирайт-индустрии одновременно толкутся несколько обществ по управлению правами. Фактически они блокируют работу друг друга, поскольку организации-плательщики объективно заинтересованы в том, чтобы иметь дело с какой-то одной организацией, представляющей интересы всех правообладателей определенной категории (к примеру, одно общество собирает