Империя чувств и страстей

Культура
«Эксперт» №29 (242) 14 августа 2000

Новый фильм японского режиссера Нагисы Осимы "Табу", тепло принятый на нынешнем Каннском фестивале, наконец-то вышел в российский кинопрокат. 68-летний Осима - один из самых деятельных режиссеров Японии - снял свою 54-ю картину после 13-летнего перерыва и пережитого инсульта, прикованный к инвалидному креслу.

Осима презрел общественную мораль еще 40 лет назад, когда начал снимать про насилие и секс и породил новую японскую волну. Почти каждый его фильм сопровождался скандалом и ограничениями в прокате. А "Империю чувств" Каннский фестиваль назвал первым великим эротическим фильмом.

"Табу" - притча, вместившая в себя темы чуть ли не всех предыдущих фильмов Осимы. Есть там и "Город любви и надежды", и "Забытая имперская армия", и "Удовольствия плоти", и "Ночь и туман в Японии", и смертная казнь, зрелищем которой Осима предлагает нам насладиться чуть ли не в каждом своем фильме.

Действие фильма происходит в 1865 году. В самурайский клан Синсенгуми (отряд последних самураев) попадает юноша по имени Содзабуро Кано (17-летний Рюхэи Матсуда - сын легендарного актера Юсаки Матсуды), который становится объектом желания каждого самурая. Все, о чем теперь думают и говорят храбрые воины, призванные охранять порядок, это - совратил ли тот или иной их боевой товарищ прекрасного юнца или нет.

Содзабуро Кано внешне - сама женственность, но он - отличный воин, в совершенстве владеющий боевыми искусствами, способный хладнокровно убить как приговоренного к смерти самурая, одолжившего деньги, так и навязчивого любовника. Красота Содзабуро губительна, женоподобный юноша вносит в самурайский быт разлад и разврат, и в элитном отряде начинается процесс гниения. Самураи пытаются поделить красавца между собой, но выбывают по одному, как те самые десять негритят.

"Меч для самурая является символом любви и смерти, - комментирует свою работу Нагиса Осима. - Убивать кого-либо мечом - это своего рода сублимация желания заниматься с этим человеком любовью".

Смертоносность любви и разрушительная сила красоты - из разряда вечных идей. Но сняв красивый фильм со множеством горящих в темноте бумажных фонариков и развевающимися черными кимоно, Осима новой жизни в эти идеи не вдохнул.

В финале картины герой Такеши Китано - немногословный мудрец - срубает мечом цветущую сакуру. По словам режиссера, это символизирует конец эпохи самураев. Как ни грустно, это, возможно, конец эпохи и самого Осимы.