Саморазрушение нерегулируемого рынка

Рейтинг
«Эксперт» №31 (244) 28 августа 2000
Оживление экономики привело к появлению новой генерации аудиторов. Их цены крайне низки, а качество не гарантировано

Объем выручки 100 крупнейших российских аудиторско-консалтинговых групп (АКГ) за первое полугодие 2000 года вырос по сравнению с первым полугодием 1999 года очень скромно - всего на 27,5%. Такой прирост выручки сравним с увеличением потребительских цен за тот же период (они поднялись примерно на 20%). Но основные клиенты аудиторов не граждане, а промышленные компании. Их цены выросли на 45%. Если же принять во внимание промышленный подъем, то окажется, что предприятия в первом полугодии 2000 года увеличили свою выручку более чем на 70% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года.

Ситуация выглядит так, будто аудиторско-консалтинговые компании здорово недооценили рост платежеспособности своих основных заказчиков. Но было бы глупо предполагать, что аудиторы, имеющие непосредственный доступ к финансовой отчетности предприятий, не владели информацией об их доходах. Дело, по-видимому, в другом. Основная причина, о которой в один голос говорят участники рынка, это обострение конкуренции и, как следствие, снижение цен.

Наша оценка средних почасовых ставок аудиторских компаний свидетельствует о новом всплеске ценовой войны на рынке аудиторов и консультантов. Еще полгода назад минимальной расчетной ставкой за услуги среди участников "Аудита-100" было 3 доллара в час. Теперь эта планка снижена примерно вдвое - 1,6 доллара в час. На уровне же трех долларов работали в этом полугодии уже полтора десятка компаний из списка 100 ведущих АКГ России. В их числе - две компании из тридцати крупнейших. Более половины компаний "Аудита-100" получали за свои услуги менее 6,5 доллара в час. В двадцатке наиболее эффективных АКГ полугодия ставка колебалась от 10 до 21 доллара в час. На таком уровне пытались удерживать цены в первую очередь наиболее крупные компании. Среди первых двух десятков наиболее эффективных АКГ почти половина занимает ведущие позиции по совокупной выручке за полгода. Самой дорогой компанией по-прежнему остается "Внешаудит".

Причина новой ценовой войны (о первой речь шла в наших публикациях в N42 за 1998 г. и N11 за 1999 г.), как это ни парадоксально звучит, кроется в оживлении экономики после кризиса. Казалось бы, подъем производства должен вести к росту спроса на аудит и консалтинг, а значит, и к росту доходов аудиторско-консалтинговых групп. Но получилось иначе.

Ровно год назад в посткризисной ситуации локомотивом рынка выступили наиболее крупные АКГ, входящие в первую двадцатку списка "Аудит-100". Объяснялось это тем, что ценовой конфликт в связке "крупный аудитор-крупный клиент" оказался более слабым, чем конфликт между мелкими аудиторами и мелкими клиентами. Взаимные уступки сторон в первой паре приводили к сохранению сотрудничества, в то время как для мелких компаний удовлетворение требований клиента о снижении цены было равносильно сворачиванию деятельности. В результате все предприятия, которые могли сэкономить на аудите, на нем сэкономили, а небольшие аудиторские фирмы остались без работы.

Сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборо

Заместитель директора по развитию ОАО "Группа консультационных компаний 'Бона Фиде Финанс'" Григорий Леушин:

- Вопрос возможности и необходимости слияний и поглощений среди аудиторско-консультационных фирм в основном сводится к оценке ныне действующих факторов интеграционной динамики, общих с другими сегментами национального хозяйства. Можно с уверенностью констатировать, что достижение синергетического эффекта от жесткого объединения аудиторских компаний в той или иной форме в настоящее время маловероятно. Хотя формирование лидерами рынка тех или иных альянсов в "мягких" формах и с прицелом на далекую перспективу вполне возможно. Слияния и поглощения - вопрос зрелости рынка аудиторско-консультационных услуг, его вступления в фазу развитой конкуренции. Наблюдаемые же сейчас изменения скорее можно охарактеризовать как отдельные моменты уравновешивания рынка. Это в основном укрупнение аудиторско-консалтинговых фирм (внутренний рост) и, наоборот, их деление по признаку идентичности оказываемых услуг или взглядов высшего менеджмента АКГ на стратегию развития бизнеса. Происходящие интеграционные процессы связаны с повышением эффективности консультационного бизнеса, его управляемости, но их пока нельзя рассматривать как тенденции к консолидации, главнейшим признаком которых и выступают слияния и поглощения.

Полагаю, что в связи с нестабильной структурой российского консультационного рынка перспективность выбранных направлений развития отечественных компаний будет определяться готовностью их руководства к определенным новациям. Например, в сфере публичности и прозрачности бизнеса и в сфере повышения качества предоставляемых услуг и уровня ответственности или в более точном, соответствующем масштабам деятельности компании позиционировании в определенных сегментах рынка и в применении эффективной кадровой политики.

Первый заместитель генерального директора аудиторско-консалтинговой группы "Гориславцев и К. Аудит" Инна Гориславцева:

- Мы ведем активную работу по созданию региональной сети, в том числе на базе местных аудиторских компаний. Особенно активно мы будем расширять свое присутствие в тех пятнадцати регионах, с администрациями которых подписаны соглашения о сотрудничестве от имени Федерации профессиональных управляющих, в которой мы возглавляем блок региональной работы.

Что касается аудита ГУПов, то нас вполне устраивают предлагаемые условия аккредитации. Мы рассчитываем получить в том числе и аккредитацию для работы с закрытыми объектами. Кроме того, мы предполагаем сформировать консорциумы для последующего совместного аудита ГУПов с рядом региональных и московских аудиторских компаний, которые по причине недостаточного срока существования не смогут получить аккредитацию.

В октябре мы открываем цикл семинаров, посвященных созданию интернет-подразделений для предприятий различных отраслей промышленности, оптовой и розничной торговли. Начнем мы с фармацевтики, автомобилестроения, пищевой промышленности. Совместно с технологической компанией "Лайн Траст" мы разработали универсальную торгово-платежную систему "Универнет", которая в части интернет-платежей опирается на сберкарты Сберегательного банка РФ. После сертификации Сбербанком мы начнем ее активно внедрять для решений В2В. Мы рассчитываем, что продвижение этого продукта на рынок позволит любой организации осуществлять мгновенные платежи в любой конец страны и вести поиск товара не только в интернет-магазинах, но и непосредственно у подключенных к системе производителей товаров и услуг.