Плавучесть кремля

Тема недели
«Эксперт» №31 (244) 28 августа 2000
Гибель "Курска" - трагедия и мелодрама

Двенадцатого августа 2000 года во время учений в Баренцевом море потерпела крушение атомная подводная лодка К-141 "Курск" водоизмещением около 24 тысяч тонн под командованием 45-летнего капитана первого ранга Геннадия Лячина. Братская могила для 118 человек экипажа находится на глубине 108 метров в точке с координатами 69 градусов 40 минут северной широты и 37 градусов 35 минут восточной долготы.

"Курск" (по натовской классификации "Оскар-2") принадлежит к серии кораблей, составляющих гордость российских Вооруженных сил. Он вошел в боевой состав Северного флота в 1995 году и предназначен для охраны ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, уничтожения кораблей противника, береговых объектов и ведения разведки. Подлодка вооружена 24 пусковыми установками крылатых ракет "Гранит" с дальностью действия более 500 км и шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм. Две лодки этого типа способны гарантированно уничтожить авианосную многоцелевую группу кораблей НАТО...

Было два взрыва, о причинах которых специалисты спорят. Одни утверждают, что им предшествовало столкновение с чужой подлодкой, кто-то вроде бы даже видел корпус этой субмарины на дне рядом с нашей, но потом она исчезла. Кто-то видел какой-то не наш буй на месте катастрофы, но и буй бесследно исчез. Другие говорят о самопроизвольном взрыве одной из собственных торпед внутри лодки, от которого сдетонировали остальные 23 торпеды. Третьи склоняются к версии о неудачном маневре 150-метровой лодки на малой глубине, отчего она ткнулась носом в дно, что опять-таки привело к детонации всего боекомплекта. Четвертые допускают возможность встречи с миной времен прошлой войны. Глухо упоминается также о возможности случайного попадания в подлодку ракеты, выпущенной с крейсера "Петр Великий". Спецслужбы сообщают о неких двух дагестанцах, не имеющих отношения к экипажу, однако находившихся на борту лодки.

Эти взрывы разнесли носовую часть, в которой находятся все системы управления и три четверти экипажа. Атомный двигатель корабля был заглушен, и радиационного заражения территории не произошло. В течение трех суток после аварии из кормовых отсеков слышались стуки, которые были расшифрованы как "SOS. Вода". Потом они смолкли.

Спасательные снаряды не смогли пристыковаться к лежащему на боку атомоходу. У российского флота не нашлось средств доставки аквалангистов, да и самих аквалангистов не нашлось. Прибывшие на помощь норвежские глубоководники открыли люк и убедились, что спасать уже некого. Подошедшая вслед за ними английская спасательная подводная лодка не понадобилась. Шел девятый день со дня крушения и седьмой - с момента первого сообщения о нем.

Стечение обстоятельств

Трагедия в Баренцевом море предстала перед гражданами в виде грандиозной телевизионной мелодрамы в режиме реального времени. Эта неделя, когда поголовно все население жило выпусками новостей, горячо и страстно обсуждало не только каждое сообщение и заявление, но даже интонации и выражения лиц сообщающих и заявляющих, эта не