Задолженность по зарплате растет

Экономический анализ
«Эксперт» №31 (244) 28 августа 2000

По сообщению Госкомстата России, суммарная задолженность по зарплате в России увеличилась за июль на 3,3% и составила к 1 августа 40,545 млрд рублей. В течение 1999 года и в январе-мае 2000 года задолженность по зарплате в стране практически постоянно снижалась. Однако три месяца назад ситуация резко изменилась. Представители правительства старательно делают вид, что ничего экстраординарного не происходит и поводов для волнений нет. "Роста федеральной задолженности по выплате заработной платы бюджетникам фактически не наблюдается", - заявил вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. А увеличение региональной задолженности по выплате зарплат связано, по его словам, с прекращением выделения ссуд федерального бюджета на ликвидацию задолженности высокодотационным регионам. Кроме того, Алексей Кудрин отметил, что значительная часть задолженности по зарплате приходится на долю коммерческих предприятий, что связано с ужесточением государственной политики в борьбе с неплатежами. Министр экономического развития и торговли Герман Греф в свою очередь объясняет рост задолженности по выплате зарплаты сезонными факторами.

Между тем независимые эксперты связывают рост задолженности по зарплате с укреплением рубля. "В стране до сих пор не устранены глубинные причины инфляции, порождающие неотоваренный труд, - считает лидер движения 'Развитие предпринимательства', депутат Госдумы Иван Грачев. - До сих пор не разработаны действенные механизмы банкротства, препятствующие ликвидации неэффективных производств, висящих мертвым грузом на экономике. Зарплата в долларовом выражении растет, а с ней повышается возможность населения покупать импортные товары в ущерб отечественному производству. Соответственно, в несырьевых секторах возрастает доля неоплаченного труда".

Есть у феномена нового роста зарплатной задолженности и более простое, чисто арифметическое объяснение. Дело в том, что, несмотря на сверхплановый рост доходов бюджета, они, во-первых, концентрируются в федеральном бюджете и, во-вторых, значительно опережают динамику регулярных (не связанных с обслуживанием внешнего и внутреннего долгов) расходов.

Налоговое благополучие федерального бюджета практически не коснулось субъектов федерации, которые несут основную нагрузку по финансированию социальной сферы (включая оплату труда бюджетников). Соотношение налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты изменилось с 51:49 (январь-май 1999 г.) до 59:41 (2000 г.).

Дополнительные налоговые поступления направлялись преимущественно на обеспечение первичного бюджетного профицита, который за первое полугодие, по предварительным данным, составил 140,8 млрд руб. (4.7% ВВП). Значительная часть этих ресурсов (на 1 июня - 31,7 млрд руб., или 1.3% ВВП) представляла собой прирост средств федерального бюджета на счетах в банках, что являлось одним из способов стерилизации денежной эмиссии. Руководитель Центра макроэкономического анализа и прогнозирования ИНП РАН Андрей Белоусов резюмирует: "Расширение доходной базы