"Передвижники": вторая серия

Культура
Москва, 04.09.2000
«Эксперт» №32 (245)
На выставке "Сериалы" в Манеже искусство оказалось интереснее кураторской идеи

Что отличает мощный кураторский проект от банальной художественной выставки? Прежде всего - нетривиальное название, по которому не догадаешься, чему он посвящен. Так и "Сериалы", вызывающие в памяти либо "Семнадцать мгновений весны", либо какую-нибудь "Просто Марию", на самом деле - парад едва ли не всех самых знаменитых имен нашего актуального искусства. Свело их под стропилами Манежа интеллектуальное усилие кураторов из Государственного центра современного искусства и добрая воля крупнейших московских галерей, одолживших ГЦСИ большинство экспонатов. Экспонаты эти объединяет одно - все они либо состоят из нескольких частей, либо в каждом из них что-нибудь да повторяется больше, чем два раза. Это и есть серийность - тенденция, по мнению авторов проекта, "достаточно характерная для российского актуального искусства".

Есть такая тенденция

Серийность, конечно, тенденция со стажем. Еще в незапамятные по отношению к актуальному искусству времена некоторые художники-импрессионисты стали писать по несколько видов одного и того же места, изучая изменчивость природного освещения. Позже авангардисты начали множить варианты своих композиций, давая им не имена, а номера. Идеи за этим стояли разные - у кого желание достигнуть предельного абстрагирования, у кого - уподобления артефактов серийным промышленным изделиям. А уж над серийными изделиями включая массовую изобразительную продукцию вволю поиздевались художники поп-арта."Вот тебе, общество потребления, твои символы и кумиры", - сказал Энди Уорхол и размножил сначала короля рок-н-ролла ("Элвис I и II"), а затем Мерилин Монро. С тех пор не зарастала тропа к рекламе и прочим картинкам для всех, издеваться над которыми стало долгом антибуржуазного художника, в том числе, судя по "Сериалам", и нашего.

Татьяна Либерман осмеяла социальную рекламу. Ее произведение "Я выбираю безопасный секс" выглядит как реклама то ли авто, то ли пальто. На чем-то вроде уличных щитов изображена дама, которая, показываясь в нескольких позах, ложится-таки под (в самом широком смысле) автомобиль. Ольга Чернышева в "Неликвидах" посмеивается над "домашней" красотой, тиражируя милые картинки для мещанской кухоньки, и прилагает к ним образцы красок на меховых подушечках. Владимир Слепышев послал привет самому Уорхолу - довел до полного и окончательного идиотизма принцип тиражирования, заполнив страшное число одинаковых квадратов "портретами" левых женских ушей.

Может быть, единственное, что напоминало о "сериалах" в обывательском смысле (тоже, ясное дело, с издевательскими целями), это "Настоящая любовь" питерца Владислава Мамышева (Монро), много лет успешно вживающегося в образ Мерилин. На выставке можно увидеть его старую серию фотоснимков, в которых, как в кадрах мыльной оперы, разворачивается трогательная love story с участием самой, то есть самого, лапочки Монро.

Сериал сериалу рознь

Но не всс, где есть повторение, об одном и том же. Вот, к примеру, классик отечественного концептуализма Илья Кабаков, у которого едва ли не каждое п

У партнеров

    «Эксперт»
    №32 (245) 4 сентября 2000
    Телевидение
    Содержание:
    Санта-Кремль и президент Си Си

    О том, что видно из телеокошка

    Наука и технологии
    Реклама