На пути к кофейному картелю

Экономический анализ
Москва, 25.09.2000
«Эксперт» №36 (248)

Председатель Ассоциации стран - производителей кофе (АСПК) Серхио Амарал посетил на прошлой неделе Индию и Вьетнам. В ходе поездки он призвал крупнейших азиатских производителей кофе принять участие в планах возглавляемой им организации, призванных превратить доселе аморфную АСПК в "кофейную ОПЕК". Подобно нефтяному картелю, его кофейный собрат должен будет регулировать спрос и эффективно контролировать уровень цен на рынке. И хотя Вьетнам пока занял осторожную позицию, вызвав тем самым новое снижение цен на кофе, по мнению западных обозревателей, Амарал смог убедить правительство Индии в обоснованности позиции и планов АСПК.

Нынешний год стал катастрофическим для производителей кофе. Причиной послужил слишком хороший урожай, собранный ведущими странами-производителями, что привело к избытку предложения. Начиная с января цены стабильно падали, и сейчас стандартный 60-килограммовый мешок кофе стоит на 40% меньше, чем в конце прошлого года. В августе цены срочных контрактов на Лондонской фьючерсной бирже упали до самого низкого уровня за последние восемь лет. Некоторые страны, такие как Коста-Рика, вынуждены продавать кофе на 20% ниже себестоимости.

Минувшей весной ведущая кофейная держава мира, Бразилия (около трети мирового экспорта), предложила крупным странам-производителям складировать имеющиеся у них излишки кофе и сократить свои экспортные поставки на 20%. В результате, по планам лидеров АСПК, уже к будущему ноябрю цены на кофе могут подняться до уровня 0,95 доллара за фунт вместо нынешних 0,57 доллара.

Бразилия и ее единомышленница Колумбия (второй экспортер в мире) смогли заручиться поддержкой со стороны латиноамериканских производителей - Мексики, Коста-Рики, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа, а также африканских стран - Кении, Уганды. На долю латиноамериканских государств, присоединившихся к плану "кофейного ОПЕК", приходится 60% мирового объема экспорта кофе. Остальные 40% производят африканские и, в большей степени, азиатские страны - Индия, Вьетнам и Индонезия. Однако последних привлечь к сотрудничеству будет труднее.

Индия, население которой практическим не потребляет кофе, отправляет 80% своего урожая за границу, контролируя 3-4% мирового рынка (ее кофе пришелся по вкусу не только в России, но и в Италии, Германии и США). Поэтому индийцы, зависимость которых от внешних рынков особенно сильна, опасаются, что ограничение поставок приведет к сокращению ее рыночной доли. Реакция Индии на предложения латиноамериканцев будет зависеть от позиции Ханоя. Вьетнам, являясь ведущим в мире производителем кофе сорта "робуста", в принципе не очень заинтересован в ограничении экспорта. Себестоимость вьетнамского кофе примерно вдвое ниже бразильского, и поэтому он имеет значительные конкурентные преимущества. Но, по мнению экспертов, Вьетнам также несет убытки от падения цен и поэтому может в конечном счете согласиться на временное ограничение поставок, рассчитывая на прибыли в долгосрочной перспективе.

До сих пор ни одной организации производителей

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (248) 25 сентября 2000
    Бензин
    Содержание:
    Тема недели
    На улице Правды
    Реклама