Завоевание Америки: поединок стратегий

Культура
«Эксперт» №42 (254) 6 ноября 2000

На прошлой неделе Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина включился в культурное завоевание Америки, подписав договор о сотрудничестве с Музеем изобразительных искусств Хьюстона. По сравнению с помпой, которой сопровождалось недавнее заключение альянса Эрмитаж-Музей Гуггенхайма (толпа знаменитостей, мотокросс и роскошный прием), московское событие могло показаться даже чересчур скромным. Московский и хьюстонский музеи собираются, как в старые добрые времена, обмениваться выставками: оттуда в следующем году в Москву приедет "Золото Африки" - большая выставка украшений и ритуальной утвари XIX-XX вв., а через год наши "Шедевры французской живописи" отправятся путешествовать по маршруту Хьюстон-Атланта-Лос-Анджелес. На первый взгляд Пушкинский безнадежно уступил Эрмитажу в масштабности своих американских проектов: в Лас-Вегасе откроется музей "Гуггенхайм-Эрмитаж", который строит мировая знаменитость Рем Коолхаас. Но дело не в размахе. Налицо разница музейных стратегий.

Хьюстонский музей похож на ГМИИ им. Пушкина, как родной брат: он был основан в 1900 году при Государственной художественной школе-лиге как учебный. В основе коллекций, как и в Пушкинском, лежат частные собрания, только не экспроприированные и национализированные, а завещанные и подаренные. Как и в Москве, шедевров классического искусства не так много: сравнительно скромное собрание Ренессанса и барокко, чуть больше импрессионистов. Тем и другим руководят директора-"долгожители": Хьюстонским в течение последних 18 лет правит Питер Марзио, Ирина Антонова - уже почти 30 лет бессменный глава ГМИИ. И тот и другая принесли своим детищам немало пользы: Хьюстон вышел на четвертое место (по площади) среди музеев США, количество посетителей при Марзио возросло в пять раз, оперативный бюджет -. в шесть, а постоянный денежный фонд так и вовсе увеличился почти в двадцать раз. Ирина Антонова открыла при Пушкинском Музей личных коллекций, учебный музей при РГГУ, при ее содействии были организованы ежегодные Випперовские чтения. Антоновой и Марзио уже приходилось сотрудничать - этим летом в ГМИИ гостила фотовыставка "Агитация за счастье", организованная совместно с галереей искусств "Коркоран", где до 1982 года директорствовал тот же Питер Марзио.

Что же касается альянса Эрмитажа и "Гуггенхайма", то нет, наверное, более отличающихся друг от друга музеев. Не случайно они встречаются в Лас-Вегасе - месте столь толерантном к культурам разных стран эпох и народов. Пункт встречи "Венеция в Лас-Вегасе" - отель, казино, и в придачу аттракцион для взрослых - точная копия кусочка "города на воде" (канал, мост Риальто в натуральную величину, гондолы). Вот туда-то директор "Гуггенхайма" Томас Кренц и пригласил Эрмитаж. Вот там-то Коолхаас и строит "Драгоценную шкатулку"- дом для нового музея "Эрмитаж-Гуггенхайм" и его первой экспозиции "Сорок шедевров французской живописи" из собрания двух коллекций. Поскольку Лас-Вегас - не Лас-Вегас без золота, бриллиантов, всевозможных блесток, постольку и шедевры жи