Штатам не хватает наших ракет

Повестка дня
«Эксперт» №47 (259) 11 декабря 2000
На прошлой неделе администрация США приняла решение об отмене с 2001 года ограничений на запуски американских спутников на геостационарную орбиту нашими "Протонами".

Квоты отменили как нельзя более вовремя: в рамках прежнего соглашения в космос со штатовскими сателлитами могли полететь еще только три наших ракеты (всего с момента введения квот было осуществлено 17 запусков). При том, что запуски на геостационарные орбиты - самый емкий и быстрорастущий сегмент мирового космического рынка, портфель заказов наших ракетостроителей мог основательно похудеть.

"Протоны", которые производит ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, - единственные российские ракеты тяжелого класса, способные вывести телекоммуникационный спутник на геостационарную орбиту. Теперь они смогут свободно конкурировать с французскими носителями Arianе, американскими Delta и украинскими "Зенитами".

Квоты были введены правительством США в 1993 году не только с целью защитить своего производителя (прежде всего компанию Boeing), но и для оказания политического давления на Россию. Американцы, в частности, увязывали проблему ограничений на запуски с поставками отечественных военных технологий в Иран. Лоббированием интересов российских ракетчиков активно занимались не только отечественные политики, но и, как ни странно, сами американцы. Дело в том, что запуски "Протонами" продавало российско-американское предприятие International Launch Services (оно создано Lockheed Martin совместно с РКК "Энергия" и ГКНПЦ им. Хруничева). Кроме того, на рынке сейчас существует дефицит ракетоносителей, и от этого страдают многие американские заказчики. Каждый год на орбиту не попадают от 200 до 350 тонн полезной нагрузки (один "Протон" может вывести на орбиту спутник весом до 20 тонн), к тому же скоро начнется тотальная замена спутников предыдущего поколения, что еще подхлестнет спрос.

Короче говоря, наши ракетостроители могут праздновать победу. Правда, остается одно "но". Американское правительство все-таки оставило себе возможность в случае чего перекрыть кислород - для каждого нового запуска теперь необходима лицензия, выдачу которой будет утверждать госдепартамент США.