Красный флаг над "Белыми столбами"

Культура
«Эксперт» №6 (266) 12 февраля 2001

В подмосковном поселке Белые Столбы завершился одноименный фестиваль архивного кино, ежегодный и уже пятый. Владимир Малышев и Владимир Дмитриев (соответственно директор и главный хранитель "Госфильмофонда" России) придумали фестиваль во всех отношениях необычный. В Белых Столбах соревнуются не фильмы, а те, кто о них думает, пишет, снимает телепередачи. Лауреаты-2001: Николай Изволов, Денис Горелов, Андрей Шемякин. Фильмы же только показывают.

В программе показа, как всегда выверенной и стройной, два главных пункта. Первый - вековые юбилеи, которые отмечаются показом незатертого фильма за подписью или при участии юбиляра. В нынешнем году столетие Михаила Ромма праздновали "Русским вопросом" (1947), Марка Донского - "Песней о счастье" (1934), Ивана Пырьева - "Конвейером смерти" (1933). Тема второго раздела - столкновение коммунизма и антикоммунизма. Эта проблема и раньше занимала центральное место на фестивале, а в 2001-м стала его идеологической доминантой. Ведь не случайно нынешний фестиваль намеревались открыть новым фильмом Олега Ковалова "Темная ночь". Ковалов к открытию подмосковного фестиваля завершить работу не успел, но не в этом дело. А в том, что события "Темной ночи", отсылающей к эстетике немецкого экспрессионизма 20-х-30-х годов, разворачиваются в некой стране, на будущее которой наползают черные тоталитарные тучи.

Эти тучи вовсю клубились в немецких и советских агитках, в итальянском "Процессе над Сталиным" Фульвио Лучизано (1961) и упомянутых "Конвейере смерти" с "Русским вопросом". В ту же цель метил и состоявшийся ближе к закрытию "круглый стол" о цензуре. Соглашайся со взглядом вдохновителей фестиваля на нынешнее положение вещей или нет, но в последовательности им не откажешь. Кстати, открывался фестиваль новым гимном, сочиненным во славу "Белых столбов". Нет, не на стихи Сергея Михалкова.