Эфирный перехват

Русский бизнес
Москва, 09.04.2001
«Эксперт» №14 (274)
Кто виноват в скандале вокруг НТВ и какие уроки можно из него извлечь

Естественный вопрос: а как бы разрешился конфликт с НТВ в стране с развитыми демократическими и рыночными институтами? Правильный ответ: а никак. В такой стране подобный конфликт просто не мог бы возникнуть.

В такой стране политики, пожелавшие расплатиться с частным телеканалом за поддержку на выборах предоставлением частоты и дотированным распространением сигнала, давно и аккуратно сидели бы в тюрьме. В такой стране компания, не согласная ни платить по своим обязательствам, ни договариваться об их реструктуризации, давно и бесшумно была бы обанкрочена (и если эта компания была бы популярным телеканалом, то телезрители банкротства практически не заметили бы). В такой стране глава энергетического концерна, будучи попрошен властями взять под контроль телекомпанию, которой ранее по просьбе тех же властей дал денег... нет, это невозможно вообразить. Словом, когда в такой стране возникают явления, способные привести к подобному конфликту, они без лишнего членовредительства рассасываются на самых ранних стадиях.

Россия пока - не такая страна. Поэтому мы и сотворили вокруг НТВ событие национального, а то и всемирного масштаба. Это не пузырь-однодневка, это настоящий матерый конфликт с многослойно переплетенными реальными интересами, конфликт во многих отношениях модельный.

Разрешение именно таких конфликтов, если оно ведется правильным образом, и становится этапом становления настоящей демократии, шагом к разумному обустройству жизни в стране. Дело за малым: понять, какое разрешение будет правильным.

За вашу - и нашу свободу

Больше всего наговорено об одном, действительно очень важном аспекте происходящего - об угрозе для свободы слова в России. Наговорено столько, на таких высоких тонах и такими уважаемыми людьми, что в этом вопросе уже позволительно быть немногословным, но непозволительно быть неточным.

Свобода слова в России попрана, утверждают сторонники НТВ. Уточним определения. Как можно узнать из любого учебника, свобода слова в полном смысле этого термина подразумевает, извините, неотрицательную рентабельность. Если плата потребителей за твой информационный продукт позволяет тебе сводить концы с концами - вещай, твое слово воистину свободно. Если нет - гуляй со своим свободным словом по кухням, кружкам и митингам.

К великому сожалению, в России с ее бедным населением (и потому, между прочим, крошечным рекламным рынком) такой свободой обладает помимо рекламных и полурекламных изданий лишь ничтожная доля средств массовой информации. Большинство же их неотвратимо зависимы - от гласных или скрытых хозяев; постоянных или "по случаю" спонсоров; от дотаций, субвенций, льготных ставок на то и эксклюзивных скидок на это. Свобода редакционной политики в этих условиях может появиться, но никак не может быть стабильной: тот, кто давал дотацию или скидку, в любой момент может расхотеть ее давать. Как ты его остановишь? Обвинишь в покушении на основы демократии? Но у его демократии свои основы - это же его деньги...

В этом смысле свобода слова канала НТВ силь

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (274) 9 апреля 2001
    Президентское послание
    Содержание:
    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама