Лаборатория

Русский бизнес
«Эксперт» №16 (276) 23 апреля 2001
Можно ли создать бизнес на интеллекте? Этот вопрос часто задают себе бывшие советские ученые и инженеры. Опыт "Лаборатории Касперского" показывает, что сделать это можно, если творцы вовремя наймут себе в начальники коммерсанта

"Интересно, какая большая разница между тем, как росли мы и, скажем, американские компании. Там обычно бизнес начинает предприниматель, который думает: что бы мне такое сделать, чтобы заработать денег? В нашем случае о деньгах вообще никто не думал. Причем долго", - сказал как-то генеральный директор "Лаборатории Касперского".

Вы, конечно, думаете, что генеральный директор - это сам Евгений Касперский. Один из лучших компьютерных вирусологов мира. Человек, создавший компанию, удостоенную титула "Пионер технологий" (а таковых в мире всего сто). Так думал и я, до тех пор пока не зашел на сайт "Лаборатории Касперского", чтобы узнать о "Лаборатории" что-нибудь еще, кроме логотипа, который я видел каждый день, ожидая, пока загрузится компьютер. И каково же было мое удивление, когда вверху списка перед должностью генерального директора стояла фамилия с другим окончанием - "Касперская".

"Свергли", - пронеслось в голове. И кто? Жена.

Впрочем, "успешно наладить продажи" удалось далеко не сразу. Блестящий путь творца сопровождался банальной для России невозможностью сделать хороший бизнес на своем ноу-хау. Надо отдать должное Касперскому: бизнес вообще никогда не увлекал его, и он остался верен себе. Сейчас и сам Евгений, и его соратники признают, что специалиста с его немногочисленной тогда командой взяли в "Ками", не рассчитывая на прямую выгоду: компьютерный бизнес в то время был сверхприбыльным, и компанию не слишком обременяли венчурные проекты, находившиеся на ее содержании, а имя Касперского давало некий престиж. "Продажи антивирусов тогда были совершенно мизерными, и самостоятельно прокормиться было тяжело. Я работал в фирме, где делались в общем-то немаленькие деньги - 'Ками' входила в тройку крупнейших компьютерных фирм России, - поэтому мы частично покрывали свою зарплату и аренду, а остальное нам прощали, - вспоминает Евгений. - Были моменты, когда мне предлагали заняться другими проектами, которые руководство 'Ками' считало более перспективными коммерчески, но я как-то все время отползал и возвращался к своей линии. Я не управленец, я не продавец, я - разработчик".

Нетрудно догадаться, как при таком подходе было поставлено дело. Сейчас забавно слушать, как, например, налаживалось общение с иностранными партнерами. В 1993 году Евгений вывесил свою программу на BBS - электронную доску объявлений, прототип современного интернет-сервера, - и ее стали скачивать, в том числе на Западе. Некоторые скачавшие программу люди предлагали стать дилерами. "Организация западной дилерской сети - это вообще очень смешно. Мы давали людям безумные скидки - процентов до семидесяти. Как правило, это были кустари, торгующие софтом у себя в городке. Договоры мы заключали - 'эксклюзивное право на всю страну навсегда'. Единственное, что было определено в нашу пользу, - возможность расторжения в любое время по любой причине. Цены в договорах высчитывались по длинной формуле, чуть ли не с синусами и косинусами, потому что формулу придумывал Касперский, а главным для него