Это нам угодно

Культура
«Эксперт» №19 (279) 21 мая 2001

В рамках Театральной олимпиады Роберт Стуруа показал в Москве спектакль "Как вам угодно, или Двенадцатая ночь Рождества". Название постановки подготавливает зрителя к смешению двух шекспировских комедий, но толпе, штурмовавшей МХАТ на Тверском бульваре, пришлось удовлетвориться одной только "Двенадцатой ночью". Правда, с прибавлениями в виде традиционных сцен рождественского вертепа и Страстей Господних. Евангельские вставки номинально оправданы тем, что в XVI веке "Двенадцатая ночь" создавалась специально как увеселение к Рождеству. Но эти трогательные сценки со спускающимся с небес в удобном кресле архангелом Гавриилом и хором в ермолках больше всего похожи на блестящий каприз мастера, который, глядя в известный уже столетия текст, вдруг решил: "А здесь у меня будет вот так".

"Двенадцатая ночь", поставленная Стуруа в подведомственном ему тбилисском Театре им. Руставели, в корне отличается от того Шекспира, которого он разыгрывал в прошлых сезонах с артистами московских театров. Грузинская "Двенадцатая ночь" - откровенная и бесшабашная клоунада, яркое развлечение, украшенное воздушными шариками и блестящим саундтреком от Гии Канчели. Но, отказавшись от распространенной в последнее время "глубинной" трактовки Шекспира - согласно которой, например, глупец Мальволио зачастую превращается в обманутого судьбой страдальца, чей внутренний мир стремятся раскрыть многие режиссеры, Стуруа все же не изменил Барду. Тому Шекспиру, который в свое время собрал аншлаги в "Глобусе" и умел всех насмешить до упаду.