Как по маслу

Экономика и финансы
«Эксперт» №19 (279) 21 мая 2001

В текущем году уровень производства растительного масла в стране будет не ниже, чем в прошлом году, а скорее всего - выше. Таков прогноз экспертов Минсельхоза и Союза маслодобывающих и маслоперерабатывающих предприятий России. В прошлом году отечественные предприятия достигли рекордного за последние годы объема производства - 1354 тыс. тонн, превысив показатели 1999 года в полтора раза. Это было связано с довольно высоким урожаем масличных культур (более 4 млн тонн), снижением импорта и активностью производителей. Планируемый урожай этого года может составить примерно 4,2 млн тонн.

Благоприятствующим производству фактором станет уменьшение экспорта маслосемян. В 2000 году объем экспорта увеличился по сравнению с 1999 годом и составил около 1,3 млн тонн. Союз маслоперерабатывающих предприятий в марте прошлого года добился повышения вывозных пошлин с 10 до 20%. Таким образом, основная масса валового сбора маслосемян в этом году пойдет на переработку внутри страны. По словам председателя Союза маслоперерабатывающих предприятий Николая Нестерова, при благоприятных погодных условиях и прогнозируемом сборе маслосемян, российские маслозаводы смогут выпустить в худшем случае 1300-1400 тыс. тонн масла, в лучшем - 1500-1600 тыс. тонн. Крупнейшие компании "Юг Руси" (производитель марки "Золотая семечка") и "Русская бакалея" (марка "Злато") в прошлом году нарастили мощности по производству и заявили о повышении объемов выпуска в этом году.

По мнению специалистов, тенденция импортзамещения будет нарастать. Напомним, что еще до 1999 года до 50% нашего рынка занимали импортеры. объем потребления растительных масел в России, по экспертным оценкам, составляет 1700-1800 тыс. тонн. В прошлом году доля импорта снизилась наполовину и будет снижаться далее. Отечественные производители, научившиеся выпускать высококачественное бутилированное масло, фактически вытеснили импортеров, за исключением транснациональной компании "Цереол", поставляющей "Олейну" с Украины. За западными же поставщиками остаются лишь те небольшие ниши, которые не способны заполнить российские компании, - оливкового, соевого и рапсового масел.