Черное, белое и горелое

Культура
Москва, 02.07.2001
«Эксперт» №25 (285)
Уличный карнавал составил Всемирной театральной олимпиаде не меньшую славу, чем спектакли высоких мастеров

Говорят, кое-кто из высоких членов международного оргкомитета олимпиады был раздосадован: мол, зачем все эти игры на открытом воздухе? И общий уровень снижает (куда акробатам до коллекционных спектаклей мэтров!), и деньги на себя оттягивает, и общественное внимание. Они не понимали, что уличная программа - это лучшее, что сделала театральная олимпиада для города. Впрочем, основные программы всех мировых театральных фестивалей вроде Авиньонского или Эдинбургского ревнуют зрителей к веселым уличным гуляньям. Коли у нас теперь тоже так, значит, Москва стала настоящим фестивальным городом. Наконец-то.

Конечно, не стоит говорить о помпезном карнавальном шествии по Тверской. Руководитель уличной программы "Корабль дураков" Вячеслав Полунин хотел продемонстрировать Москве парад мировых карнавалов, были приглашены представители самых знаменитых карнавальных традиций - от изысканной венецианской до латиноамериканской с полуголыми шоколадными девушками в перьях и китайской с драконами и пагодами. Но мероприятие в результате получилось вполне советским - с представлением перед моссоветовскими трибунами и народной давкой за милицейским оцеплением.

Главным в уличной программе была череда карнавалов в саду "Эрмитаж", постановщиком которых выступил питерский театральный режиссер Виктор Крамер. Полунин придумал, что карнавалов будет три - "Белый" (ангельский, возвышенный), "Черный" (дьявольский, огненный) и "Цветной" (дионисийский, плотский). Собственно, это были не карнавалы, это был рожденный в городском саду фестивальный город со своей уличной кутерьмой, музыкантами, акробатами, артистами и зрителями, которые прогуливаются от одного представления к другому, сбежав раньше времени из "настоящих" театров.

Белый карнавал

Всюду было написано, что вход на Белый карнавал разрешен только в белом. Полунин заранее строго предупреждал, что для прочих у сада будет организована продажа белого секонд-хэнда, а отказывающихся покрасят насильно. Насилия не было, но все желающие могли вымазаться белой краской с ног до головы - что некоторые и делали. На заборе сада сидели диковинные белые фигуры, весь сад был уставлен белыми инсталляциями: яйцами, монстрами, дамами в кринолинах, по дорожкам медленно двигались, иногда замирая, живые скульптуры с набеленными лицами, среди них носились восторженные дети. Вымазанные белой глиной актеры итальянского "Силенц-театра" разыгрывали аллегорическую средневековую историю; зачарованные зрители толпой ходили за ними. На газонах принимали странные позы танцовщики из голландского театра "Бодиториум". На полянке что-то народное пела голосистая Пелагея, в беседке играл струнный оркестрик, на эстраде у театра "Эрмитаж" то вездесущий модник Бартенев показывал свое шоу белых геометрических костюмов, то Петлюра демонстрировал мусорные "свадебные" коллекции под громыхающую попсу о "белых розах" и "белых березах". Самым необычным было представление австралийской труппы "Странные фрукты": трое мужчин и три женщины в кабареточных костюмах с клоунским гр

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (285) 2 июля 2001
    Папа на украине
    Содержание:
    Отпущение грехов

    Вокруг визита главы католической церкви Иоанна Павла II на Украину было слишком много суеты

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Спецвыпуск
    Реклама