Пора процветания

Кризис 1998 года уже забыт. Спрос со стороны среднего класса обеспечил подъем сразу на нескольких рынках товаров длительного пользования. В этом году особенно активно покупают автомобили

К середине 2001 года рынки потребительских товаров длительного пользования практически оправились от сокрушительного удара, нанесенного им августовским кризисом. Даже двухмесячный простой, случившийся у импортеров прошлой зимой из-за пресловутой операции "Импорт", не смог сломать тенденции: соотечественники опять начали приобретать видеотехнику, холодильники, гарнитуры и автомобили. Если не считать самую обеспеченную прослойку, на стиле потребления которой август 98-го сказался мало, наиболее существенный прирост объемов товарных рынков обеспечил средний класс.

Что средние русские будут потреблять в ближайшем и отдаленном будущем? Какие доходные группы среднего класса будут активны в тех или иных рыночных нишах? В какой фазе цикла насыщения своих материальных потребностей они находятся?

Средние русские все чаще выбирают телевизоры с плоским экраном, которые, перестав быть "имиджевым" товаром, из-за постоянного удешевления технологий перемещаются в средний ценовой сегмент

Это именно те вопросы, на которые в конечном итоге должен ответить проект журнала "Эксперт" "Стиль жизни среднего класса", осуществляемый нами совместно с группой Monitoring.ru. В предыдущей статье ("Дети поражения", см. "Эксперт" N23 за 2001 год) мы коснулись в основном вопросов социальных. Сегодня речь пойдет о том, что происходит с потребительской активностью среднего класса и близких к нему социальных групп. Обнаруженные нами тенденции мы провели через экспертный опрос, попросив аналитиков, торговцев и производителей товаров длительного пользования прокомментировать полученные в ходе исследования данные.

Кризисная поправка

Отложенный из-за кризиса спрос стал реализовываться уже в 1999 году. В 2000-м и в 2001 году росли и продолжают расти практически все рынки товаров длительного пользования, но, пожалуй, самые фантастические успехи продемонстрировали московский рынок недвижимости, покупаемой в рассрочку, и рынок автомобилей, которые растут темпами, измеряемыми десятками процентов. Причин бума на этих рынках две. Во-первых, у людей появились деньги и ощущение стабильного дохода. Во-вторых, средний класс до кризиса 1998 года до этих рынков добраться не успел, они и накануне кризиса были далеки от насыщения. Рынки же мебели, белой и коричневой техники испытали бум еще до кризиса, и, если бы не август, в 1999-2001 годах они бы уже не росли. Видеобум случился в 1994-1995 годах, всплеск спроса на home appliance - в 1995-1996-м, а мебельный бум в 1996-1997-м. С учетом того, что средний срок эксплуатации товаров длительного пользования в России составляет 6-8 лет, новый заметный рост спроса на этих рынках, вызванный заменой устаревших предметов, должен был бы начаться только в 2002-2004 годах. Нынешний рост на них носит "поправочный характер", мы наблюдаем возвращение рынков к "объективной" траектории жизненного цикла. Правда, и очередной максимум спроса теперь сдвинут года на три (2005-2007 годы в зависимости от рынка). Поэтому в ближайшее время настоящий бум можно будет наблюд

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (285) 2 июля 2001
    Папа на украине
    Содержание:
    Отпущение грехов

    Вокруг визита главы католической церкви Иоанна Павла II на Украину было слишком много суеты

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Спецвыпуск
    Реклама