Художники бегущие

Культура
«Эксперт» №29 (289) 13 августа 2001

"Московский международный форум художественных инициатив" открыл в Малом Манеже куратор - искусствовед Георгий Никич. Форум этот ежегодный и по традиции объединен заданной темой, которая обеспечивает пространство для дискуссии - на выставке всегда разворачивается диалог художественных стратегий, экспонатов и художников. Поскольку форум некоммерческий, меркантилизм не мешает открытому диалогу экспериментов. Форум обращается исключительно к "актуальному" искусству, к способности его осмыслять, переосмыслять различные области человеческой деятельности и извлекать из них художественный смысл. Такой подход делает выставку пестрой, как и разброс тем, заявляемых куратором.

Тема этого года - "искусство как туризм" - представляет для художников необозримо богатый простор. Здесь есть все виды "путешествий": от погружения в прошлое, первобытности "озерных людей" на стенде Забайкальского этнографического музея, до буддистского "Путешествия" Алексея Тегина - черно-белых фотографий загадочного бритого человека то ли в халате, то ли в костюме Деда Мороза, перемещающегося по полуразрушенной усадьбе, иногда застывая перед объективом в позах монументального покоя. Или взять путешествие Аси Силаевой и Владимира Говоркова "За город" - под Переславль, где уже третий год по их инициативе художники со всего мира делают объекты "в природе". А "Grand tour" - проект Евгении Гершкович - реальный отчет о большом европейском путешествии XVIII века в виде сорокаметрового списка, испещренного памятниками европейской старины и культуры.

До максимума идея туризма доходит в экспозиции галереи "Escape!", трансформировавшейся в турбюро. Здесь предлагаются туры с художниками, которые откроют клиентам глаза на иную, "истинную" реальность в обычном Нью-Йорке (гид Валерий Айзенберг), Барселоне (проводник Антон Литвинов) или даже русской деревне (в сопровождении Богдана Мамонова).

Наиболее трогательны на выставке не пространственные, а внутренние путешествия художников. Среди них и страшные, как проект Дарьи Новгородовой "Путешествие мистера МакКормика в страну детства", который представляет собой мотор, раскручивающий в воздухе дохлую крысу, и красивые, как "Побег" художника Алексея Таранина - микрофотографии насекомых и грибов. Художник, подобно насекомым, прячется в себя, уходя от реальности в свой собственный "микромир". "Побег" - это и метафора всей выставки в целом: художник путешествует, убегая. А куда - в себя, в буддистскую осень, в детство или за город - неважно. Сила в движении, а не в его конечной цели.