Скованные одной цепью

Экономика и финансы
«Эксперт» №31 (291) 27 августа 2001
Пока не будет разрушен затратный механизм ценообразования на продукцию и услуги естественных монополий, все попытки остановить их ценовое ралли обречены на неудачу

Первого сентября глава кабинета Михаил Касьянов должен доложить президенту о создании Единого тарифного органа (ЕТО), который будет осуществлять координацию тарифов естественных монополий.

А то ведь что получается. Из года в год замерзает Приморье. Население проклинает Чубайса, а тот активно "переводит стрелки" на местные власти, угольщиков и МПС: первые, мол, не запасают достаточно топлива, вторые завышают цену, третьи мало того, что задирают тариф, так еще вагоны не дают и перевозки задерживают. МПС отвечает Чубайсу: "Сам виноват - не надо было повышать цены на электроэнергию для железной дороги". У угольщиков разговор короткий: мы - частные фирмы, платишь деньги - получаешь уголь, нет денег - до свидания. И к ним вроде бы глупо предъявлять претензии.

При этом и энергетики, и транспортники, и "Газпром" сходятся только в одном: существующие тарифы надо срочно повышать. Но поскольку руководители этих структур - пламенные патриоты, заботящиеся о росте отечественной промышленности и благополучии народонаселения, то на повышении тарифов всех естественных монополий никто не настаивает. Все говорят проще: "Нужно в два-три раза повысить тариф на нашу продукцию, иначе мы умрем, а эти угольщики (транспортники, газовики, энергетики - ненужное зачеркнуть) и так уже на тридцать процентов повысили цены за последние три месяца". Особенно примечательно, что каждый, делающий подобные заявления, имеет целый пакет документов и расчетов, подтверждающих его правоту.

Лестница в небо

Например, представители "Газпрома" с цифрами в руках утверждают, что цена на газ, поставляемый за рубеж, на порядок превышает внутренний тариф, который не покрывает даже реальную себестоимость газа, так что львиная доля экспортной выручки "Газпрома" идет на компенсацию убытков, полученных на внутреннем рынке. С этими оценками соглашаются специалисты Министерства энергетики, и, по словам министра Игоря Юсуфова, к концу года Минэнерго начнет предпринимать шаги по повышению тарифов на газ на 30%.

МПС требует ограничить "непомерно растущие аппетиты РАО ЕЭС" в вопросе повышения тарифов на электроэнергию для железных дорог. По утверждениям железнодорожников, с декабря 2000 года по июнь нынешнего энергетики повысили тарифы в среднем для железных дорог на 28,4%, а, например, для Свердловской железной дороги тариф вырос на 120%, в то время как МПС проиндексировало тарифы только в июле этого года. При этом статистические данные, обнародованные Министерством путей сообщения, говорят о том, что если в целом по стране за последние десять лет тарифы на электроэнергию выросли в 44 раза, то для железных дорог - в 47,7 раза, в то время как железнодорожные перевозки подорожали за этот же период всего в 26,2 раза. Очевидно, что МПС будет добиваться индексации своих тарифов пропорционально удорожанию электроэнергии, то есть, по приблизительным оценкам, в два раза.

"Росэнергоатом" обвиняет РАО "ЕЭС России" в недобросовестной конкуренции, поскольку РАО ЕЭС перенесло инвестиционную составляющую из тарифа своих