Закон Минприроды

Экономика и финансы
Москва, 10.09.2001
«Эксперт» №33 (293)
Правильный выбор недропользователя - это вопрос государственной безопасности, считает министр природных ресурсов РФ Виталий Артюхов

Свою работу в должности министра природных ресурсов Виталий Артюхов начал с того, что на два месяца приостановил выдачу лицензий на добычу полезных ископаемых. Сегодня его основная цель - отобрать лицензии у недобросовестных недропользователей и кардинально изменить существующий порядок лицензирования недропользователей.

- В чем вы видите недостатки действующего сегодня порядка лицензирования недропользователей?

- У нас в России сложилась некая традиция критики собственных недостатков в свете "передового зарубежного опыта". Я отойду от этой традиции. Думаю, будет гораздо полезнее сравнить, как в нашей российской практике принимаются и контролируются решения в бюджетном и налоговом законодательстве и как - в лицензионном.

Во всем, что касается налогов и бюджета, сегодня имеются прозрачные и публичные, четко прописанные в законе правовые процедуры принятия решений на уровне высших федеральных органов законодательной и исполнительной власти даже по относительно небольшим доходным и расходным позициям. Кроме того, существуют весьма жесткие и также прописанные в законе, в том числе в Уголовном и Административном кодексах, правовые процедуры контроля за исполнением требований бюджетного и налогового законодательства и предусмотрены соответствующие санкции за нарушение установленного порядка. Разумеется, и здесь есть еще множество пробелов и узких мест, но наличие твердого правового каркаса несомненно.

К сожалению, ничего похожего у нас нет в законодательстве и в практике предоставления прав пользования недрами. Решения по крупнейшим - мирового значения! - месторождениям углеводородов, алмазов, золота, платины и других полезных ископаемых, бюджетный вес которых измеряется зачастую в миллиардах долларов, принимаются на уровне представителей федеральных ведомств и администраций регионов. При этом процедуры принятия решений плохо формализованы и недостаточно публичны. В результате за последние годы накопилось множество примеров предоставления прав пользования крупнейшими месторождениями заведомо несостоятельным компаниям.

Еще хуже обстоит дело с контролем и санкциями. Проводимая нашим министерством инвентаризация выявляет множество фактов многолетнего неисполнения лицензионных требований и даже полного отсутствия работ на лицензионных участках. То есть действовал принцип "собаки на сене": компания тем или иным образом получала лицензию, не вела ни разведки, ни добычи и использовала лицензионный участок как актив на своем балансе для роста капитализации или же имея в виду последующую перепродажу лицензии. При этом механизм отзыва лицензий и соответствующих санкций работает крайне слабо даже в случае очевидных нарушений. Еще раз обращу внимание: уже несколько лет ничего похожего не наблюдается в налоговой и бюджетной сферах, где есть казначейский и налоговый контроль да и неслабые санкции.

Вот во всем этом нам видятся самые принципиальные недостатки действующего порядка лицензирования. Разумеется, все эти принципиальные дефекты приводят к тому, что множест

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (293) 10 сентября 2001
    Противовоздушная оборона
    Содержание:
    Мы не хотим ходить с протянутой рукой

    Как лучше сформировать Концерн ПВО и чем в нем будет заниматься НПО "Алмаз" - об этом в интервью "Эксперту" рассказал генеральный директор объединения Игорь Ашурбейли

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама