Для развлечения и в назидание

Культура
Москва, 10.09.2001
«Эксперт» №33 (293)
Нынешний День города Москвы оставил по себе два серьезных свидетельства

Некоторые считают, что лучший подарок - книга. Она, мол, и развлечет, и уму-разуму научит. Вообще-то то же самое может сделать и искусство - или несколько искусств вместе. На нынешний свой праздник Москва получила два больших подарка: один от архитекторов, другой от скульптора. Обязанности разделились таким образом. Архитекторы подарили праздной публике большой аттракцион, а скульптор напомнил, что наше общество далеко от совершенства.

Мост в мосте

Одно из свидетельств, которое будет напоминать о последнем Дне города еще долго, - новый пешеходный мост, переброшенный от площади перед Киевским вокзалом к Бережковской набережной. Точнее, это целых два моста - один в другом.

А начиналось все так. Выстроили в Москве в начале ХХ века два железнодорожных моста. К концу века они изрядно поизносились, и пришла пора их заменить. Их решили не уничтожать, а перенести на другое место и превратить в пешеходные. Идея эта пришла в голову архитектору Юрию Платонову. Осуществлять ее начали еще в позапрошлом году: тогда старый Андреевский мост сплавили вниз по реке к Нескучному саду - на радость всем любителям пеших прогулок. В этом году наступила очередь второго железнодорожного моста, он перебрался вверх по течению - к Киевскому вокзалу. Правда, на этот раз переехала только центральная часть, без устоев (опор). А потому сотрудникам Юрия Платонова, среди которых и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, было где развернуться. То, что они сотворили, напоминает музейную витрину - много-много стекла, сквозь него просвечивает хребет старого моста, металлический, весь в заклепках. А то, что витрину обрамляет, похоже одновременно на прозрачные переходы над МКАД и на Андреевский мост. Правда, новый мост получился куда более "навороченным", чем его предшественник, и оттого менее выразительным в целом. Зато для публики он занимательнее: и пешком по нему походить можно, и на эскалаторах покататься, и под стеклянной крышей посидеть и на открытых балконах, и посмотреть, как по участку Третьего транспортного, там, где раньше и жил мост, мчатся машины.

Теперь в планах архитекторов связать оба "сплавленных" моста "большим пешеходным маршрутом", попросту говоря, мечтают они создать царство пешеходов по обоим берегам Москвы-реки - своеобразную альтернативу автоимперии Третьего транспортного.

Порочный полукруг

Если мост - подарок развлекательный, то второй подарок - назидательный. На Болотной площади, за памятником Репину и невдалеке от Моста искусств, Михаил Шемякин поставил монумент "Дети - жертвы пороков взрослых". Выглядит это так. Фигуры, олицетворяющие тринадцать пороков, полукругом обступают двух детишек с завязанными глазами. Видимо, Шемякин почувствовал себя художником-передвижником и бросился обличать социальные пороки, к числу которых отнес пьянство, наркоманию, эксплуатацию детского труда, лжеученость, равнодушие, садизм, нищету, войну и проч. Признаться, для такого произведения места лучше, чем Болотная площадь, и не придумаешь - здесь всегда детей выгуливают. К н

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (293) 10 сентября 2001
    Противовоздушная оборона
    Содержание:
    Мы не хотим ходить с протянутой рукой

    Как лучше сформировать Концерн ПВО и чем в нем будет заниматься НПО "Алмаз" - об этом в интервью "Эксперту" рассказал генеральный директор объединения Игорь Ашурбейли

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама