Первый национальный

Спецвыпуск
Москва, 17.09.2001
Пять стандартных вопросов дилетанта о пользе рейтинга в условиях России

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" впервые в российской практике присвоило рейтинг надежности шести отечественным страховым компаниям. Пожалуй, это вообще первый классический рейтинг в России. В том смысле, что компания добровольно обратилась в рейтинговое агентство, заплатила за исследование собственной деятельности (пусть пока немного, но важен прецедент), предоставила безумный по российским меркам объем информации о себе, после чего "Эксперт РА" подготовило свое мнение о надежности компании в виде рейтинга.

Еще четыре года назад предложение провести рейтинговую оценку вызывало у топ-менеджеров разве что ухмылку. Зачем? Издержки очевидны: и информацию подготовь, и секреты все выложи, да еще и денег дай. А результат - какой-то там значок. И, в общем-то, все, так как значок этот не имеет никакого применения там, где нет серьезной конкуренции.

Первыми потребность в рейтинге ощутили страховщики. Страховой рынок в последнее время растет просто фантастическими темпами. Соответственно, все чаще в поисках новых клиентов компаниям приходится "заходить на чужую территорию". Например, если раньше процветали кэптивные компании (они были созданы для обслуживания финансово-промышленных групп и поэтому имели гарантированных клиентов), то теперь им приходится выходить за рамки ФПГ, становиться универсальными, работать в рыночных условиях. А в этих условиях клиент может выбирать, его надо убеждать в своей благонадежности, в том, что дешевое это не значит хорошее. Вот тут-то и вспомнили о рейтинге.

Оценку надежности получили шесть компаний. Еще несколько получат ее в ближайшие пару месяцев. Наступил решающий момент: примет ли рынок этот своеобразный знак качества? Будут ли на него ориентироваться клиенты страховых компаний? Как их убедить?

За последние недели о рейтинге пришлось рассказывать не одной сотне людей: оптимистам, пессимистам, недоверчивым умникам... Единственное, что их объединяло, - они задавали одни и те же пять вопросов.

В российских реалиях в балансе и прочей отчетности компании можно показать все что угодно. Как можно строить на этом какие-то заключения?

Да, первоначально мы запрашиваем у страховой компании всю официальную отчетность, предоставляемую в органы надзора и налоговую инспекцию. Но этого мало. Они также должны дать сведения о крупных клиентах, инвестициях, выплатах и маркетинговой политике.

Поначалу были опасения, что компании не пойдут на такую откровенность (по сути, у них в открытую спрашивали: у кого взяли деньги, куда их дели...). К счастью, после нескольких недель уговоров удалось убедить руководство пойти на столь рискованный шаг. Но тут нас ждало разочарование: даже имея на руках все документы, мы не могли получить полной картины деятельности некоторых компаний. Порой удивление вызывала абсурдная на первый взгляд инвестиционная политика (половина портфеля - неликвидные акции). Иногда - не менее странный выбор никому не известных перестраховщиков. Или необъяснимые резкие флуктуации финансовых потоков.

Согласно методике сомнени

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (294) 17 сентября 2001
    Трагедия в америке
    Содержание:
    Конец американской мечты

    Террористический акт в Нью-Йорке уничтожил западную систему ценностей

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама