Чудаки

Спецвыпуск
Москва, 17.09.2001
«Эксперт» №34 (294)
На рынке элитного жилья выигрывает творец с рыночными идеями и безупречными площадками

Штаб строительства, или, попросту говоря, бытовка на стройплощадке, где идет возведение элитного жилья, на первый взгляд ничем не отличается от обычных бытовок на стройке - тот же сигаретный дым, строители со стажем и бутерброды с колбасой. Однако на этот раз было чему удивиться - в штабе новой стройки, которую посетил ваш корреспондент, в глаза бросились два новшества - постоянно присутствующий там специалист по маркетингу и заметное объявление с надписью "Фэн Шуй" (восточное учение, цель которого - максимальное использование положительного влияния окружающей среды, некой абстрактной силы, связанной с ландшафтом, на человеческое благополучие при постройке жилища, выборе земельного участка и проч.). Оба эти новшества весьма символичны для сегодняшнего рынка дорогого жилья в Москве: несмотря на то что крупнобюджетных клиентов (от 300-400 тыс. долларов за квартиру) сейчас немало, многие из них в ожидании чего-то лучшего не торопятся совершать покупки. За покупателя идет острая борьба, и застройщики не скупятся на выдумки. Тем более что цены на качественное элитное жилье вновь достигли своей максимальной отметки: средняя цена в 4-5 тыс. долларов за квадратный метр уже никого особо не смущает. Более того, по словам риэлтеров, на рынке немало покупателей, которые готовы к цене 7-8 тыс. долларов за метр - был бы соответствующий товар.

По оценкам компании "Калинка-Риэлти", за последнее время на московском рынке вводилось порядка 25 тыс. кв. м элитной недвижимости в год - всего в общей сложности сейчас в наличии около 150 тыс. кв. м. Потенциальный же спрос на жилье категорий от A до C, по грубым статистическим оценкам компании, составляет около 45 млн кв. м. (В компании подсчитали, что около 1% от общего населения стран СНГ потенциально заинтересовано в престижной недвижимости в Москве - а это около 300 тыс. квартир.) Правда, реально в течение года элитными квартирами интересуются только несколько сотен покупателей. Но и это довольно много.

Около 25-30% всех покупателей - провинциалы, имеющие дела в Москве, более половины из оставшейся части покупателей - люди, которые давно живут за городом и созрели для покупки хорошей квартиры в городе - чтобы было.

Бизнес с театральным уклоном

По мнению экспертов, в последние годы возведение элитного жилья - самое рентабельное направление на рынке недвижимости. По грубым оценкам, себестоимость строительства самого качественного жилья не превышает 2 тыс. долларов за квадратный метр, тогда как цена продажи зачастую превышает эту цифру в два и более раз. Поэтому неудивительно, что среди застройщиков элитных домов появились компании, которые раньше были в основном ориентированы на строительство коммерческой недвижимости - офисов, торговых площадей. Это такие компании, как ST Group, "МCD-групп", "Центр содействия", "Капитал Групп" и др. Еще одна группа застройщиков - компании, которые, имея опыт подрядных работ, впервые выступили самостоятельными девелоперами - "Экострой", "Стройпроекткомплектация" и др. Любопытно, что по

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (294) 17 сентября 2001
    Трагедия в америке
    Содержание:
    Конец американской мечты

    Террористический акт в Нью-Йорке уничтожил западную систему ценностей

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама