Регионы обрастают сотами

Русский бизнес
Москва, 08.10.2001

Три ведущих телекоммуникационных холдинга России почти одновременно объявили о своих региональных проектах. ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) начало коммерческую эксплуатацию сотовой сети в Нижегородской области, потенциал рынка мобильной связи которой, по оценке президента МТС Михаила Смирнова, уступает только Москве и Петербургу. "Вымпелком" совершил кавалерийский наскок на Центральный регион - за сентябрь сотовые сети охватили восемь областей, а к концу года их будет 14. Питерский холдинг "Телекоминвест" приобрел компанию "Уральский GSM", владеющую лицензией на сотовую связь по всему Уралу.

В регионах тепло встретили столичные компании, хотя до их прихода в каждой из областей было не меньше трех сотовых операторов. Но один из тройки обычно работал в аналоговом устаревшем стандарте NMT-450, другой эксплуатировал нелюбимый регулирующими органами стандарт AMPS. И все бизнес-пользователи вынуждены были довольствоваться услугами единственного оператора современного стандарта GSM. Теперь их будет по два и на региональном рынке, наконец-то появляется полноценная конкуренция.

Стратегически движение столичных компаний правильно. По прогнозам "Вымпелкома", в 2003 году число абонентов в регионах сравняется с числом абонентов в Москве, а в 2005-м превысит почти в два раза. Но создание межрегиональной сети таит в себе массу подводных камней. В отличие от Европы, где лицензия выдавалась в целом на страну, внутри которой действуют единые тарифы, в России до недавнего времени у одного оператора в разных регионах были разные тарифные планы. Абонент одного и того же оператора, переезжая в другой регион, обслуживался уже по завышенным "роуминговым" тарифам. Теперь сотовые компании планируют произвести некую межрегиональную унификацию, а "Вымпелком" рассматривает даже введение единых тарифов по всей России.

Наряду с тарифной концепцией необходимо выстроить и отношения с местными "Электросвязями", от которых зависит и присоединение к сети общего пользования, и предоставление местных номеров. Удастся договориться, как "Вымпелкому" в Липецке или МТС в Нижнем, - есть местные номера, не удастся, как "Телекоминвесту" в Краснодаре или МТС в Ярославле, - присоединение идет только по федеральным, и для местных жителей звонки на такие номера рассматриваются как междугородные.

В целом нынешнее движение в регионы - это лишь апробация новых бизнес-идей. Массированная экспансия начнется позже.

У партнеров

    «Эксперт»
    №37 (297) 8 октября 2001
    Россия-запад
    Содержание:
    Нас объединяет стыд

    Если Россия хочет в Европу, она должна полеветь

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама