NBC потянулась к бутылке

Экономика и финансы
«Эксперт» №48 (308) 24 декабря 2001

Впервые почти за пятьдесят лет в истории США телесеть NBC начала транслировать рекламные ролики крепких алкогольных напитков. Сенсационное решение ведущей американской телекомпании, принадлежащей General Electric, обусловлено катастрофическим сокращением рекламных доходов, которое стало особенно ощутимым после 11 сентября и в связи с возросшими расходами на освещение афганской войны. Первым "рюмку помощи" телевещателю протянул крупнейший в мире производитель ликеров Diageo, хорошо знакомый потребителям марками Guinness, Johnie Walker и Smirnoff.

Контракт стал возможен благодаря либеральному американскому законодательству, которое никак не ограничивает рекламу алкоголя в СМИ, ориентируясь на концепцию "свободной воли". После второй мировой войны по неписаному договору телевидение и производители спиртных напитков добровольно взяли на себя обязательства не рекламировать алкоголь, а конгресс, в свою очередь, не принимал никаких регулирующих постановлений. Так было до последнего времени, но теперь в связи с общим кризисом американской экономики конгресс готов закрыть глаза на рекламу спиртного, правда, с некоторыми ограничениями. Так, NBC обязалась не крутить ролики до девяти вечера и следить, чтобы задействованные в них актеры были не моложе тридцати лет.

Аналитики медиарынка уверены, что за NBC последуют и другие крупнейшие телесети США. Несомненно и то, что алкогольный передел сильно ударит по положению газет и особенно журналов, на чью долю до последнего времени приходились 70% рекламы алкогольных напитков. Хотя телереклама значительно дороже журнальной, и очевидно, что рекламодатели, у которых не хватит денег на рекламу во всех СМИ, предпочтут больший охват аудитории, то есть телевидение.