Автосупермаркет

Русский бизнес
«Эксперт» №8 (315) 25 февраля 2002
Компания "Автомир" предпочитает расти вместе со своими клиентами

На рынке автомобильных продаж произошло событие: слились торговые сети "Алан" и "Автомир". В результате получилась крупная автосеть, которой принадлежат около 3,5% рынка автомобилей российского производства и 3% рынка иномарок. Объединенная структура будет работать под торговой маркой "Автомир". Совокупный годовой оборот "Автомира" по итогам 2001 года составил свыше 250 млн долларов. Как утверждают эксперты рынка, это самые высокие показатели среди всех розничных продавцов автомобилей.

При ближайшем рассмотрении, правда, оказалось, что слияние дилеров - вовсе никакое не слияние. Это объединение активов компаний, принадлежащих одному владельцу - его имя держится в секрете. Тем не менее событие все же можно считать знаковым.

Начало

Группа компаний "Автомир" появилась в начале девяностых. Поначалу совладельцы "Автомира" покупали и продавали автомобили на Российской товарно-сырьевой бирже. Там они заработали свой начальный капитал, а уже в 1992 году получили первый банковский кредит на закупку партии автомобилей. Годом позже "Автомир" продавал уже несколько десятков автомобилей в месяц.

В этот период сеть торговли автомобилями возникала в России стихийно. Зачастую автомобили продавались на сооруженных наспех площадках вблизи крупных транспортных узлов. Понятно, что о гарантийном и техобслуживании автомобилей речи идти не могло. При этом все понимали, что компания, способная предоставить хотя бы минимальный сервис, будет иметь преимущество. И в 1994 году в штате "Автомира" появились механики, занимающиеся предпродажной подготовкой автомобилей и устраняющие заводские дефекты. Чуть позже в погоне за новыми клиентами компания начала экспансию в родственный высокорентабельный сектор - решено было заняться ремонтом и послегарантийным обслуживанием автомобилей. В 1995 году в рамках компании открылся первый автосервис. объем продаж продолжал увеличиваться, в 1996 году был открыт еще один автосалон и расширилась сеть сервисных подразделений. В дальнейшем "Автомир" открывал ежегодно как минимум по одному автосалону и по несколько сервисных служб. В постдевальвационный период автодилера спасла мгновенная реакция, когда он сумел увеличить в структуре продаж долю российских автомобилей.

Все десять лет своего существования "Автомир" активно расширял сеть собственных салонов и сервисных центров. В этом одна из причин его устойчивого роста.

Сегодня "Автомир", похоже, является лидером розничных продаж. Через сеть компании продается примерно 36 тыс. автомобилей в год. Ежедневно в салонах автодилера предлагается к продаже около пяти тысяч автомобилей.

Деятельность компании интересна и тем, что экспансия "Алана" и "Автомира" ограничивалась пределами московской кольцевой автодороги. На этом наиболее конкурентном рынке "Автомир" отвоевал около 18% в секторе новых отечественных автомобилей и закрепил за собой 7% рынка новых иномарок. В чем секрет этого успеха?

Супермаркет

Идея была простая: традиционная маркетинговая стратегия розничных продаж, практикуемая на Западе, оп