Ген дарвинизма

Наука и технологии
«Эксперт» №8 (315) 25 февраля 2002

У многочисленных приверженцев эволюционной теории Чарлза Дарвина появился новый сильный козырь в научных дискуссиях с оппонентами-креационистами. Группа биологов Калифорнийского университета Сан-Диего под руководством Уильяма Макгинниса выяснила, как простая единичная мутация среди специфического класса генов-регуляторов (так называемых Hox-генов) приводит к существенной корректировке программы эмбрионального развития у ракообразных (точнее, одного из их представителей - креветки рода Artemia).

Как утверждают авторы публикации в февральском номере журнала Nature, именно в результате такой мутации водные беспозвоночные ракообразные, существа с огромным количеством конечностей, примерно 400 миллионов лет назад превратились в шестиногих обитателей суши - насекомых. Виновником столь чудесного преображения вполне мог стать один из важнейших Hox-генов (открытых все тем же Макгиннисом еще в 1983 году) - ген Ubx.

Этот ген непосредственно отвечает за включение-выключение контрольной системы, регулирующей процесс роста различных частей тела животных (причем не только ракообразных, но и всех прочих, в том числе и homo sapiens). Американские ученые сумели искусственно модифицировать Ubx, что в свою очередь привело к блокировке производства белка, необходимого для нормального эмбрионального развития конечностей Artemia. По словам Макгинниса, "изначально этот белок никак не препятствовал работе генов, стимулирующих рост многочисленных брюшных конечностей ракообразных, однако на раннем этапе эволюции насекомых ген Ubx и кодируемый им белок мутировали таким образом, что управляемые ими гены просто перестали 'выращивать' эти ножки, и у новых поколений они пропали".

Долгое время одним из наиболее спорных вопросов в теории макроэволюции был вопрос о том, как значительные изменения в строении тела животных могли сочетаться с нормальным развитием мутировавших организмов. По утверждениям креационистов, любой резкий скачок такого рода неминуемо привел бы к гибели животных-мутантов. И до сих пор никому не удавалось продемонстрировать их живучесть при помощи искусственных генетических модификаций.

Кроме того, критическая аргументация сторонников "божественной" версии происхождения жизни основывалась и на том общеизвестном факте, что организм получает набор хромосом от пары родителей, и, следовательно, для серьезных структурных изменений необходима "параллельная" мутация аналогичных генов в обоих хромосомных наборах. Комментируя этот довод, Макгиннис отметил: "Вероятность подобного сценария, безусловно, представляется крайне малой. Однако в нашем эксперименте удалось получить тип мутации, относящийся к так называемым доминантным мутациям. Если они возникают - для перестройки организма достаточно изменить ген только в одной из хромосом".