Оперный импорт

Культура
«Эксперт» №8 (315) 25 февраля 2002

Новая, четвертая по счету в нынешнем сезоне, премьера Большого театра стала четвертой удачей нового руководства ГАБТа. До этого с успехом прошли премьеры балетов "Пиковая дама" и "Тщетная предосторожность", а также опера "Сила судьбы".

Правда, нынешнюю постановку оперы Франческо Чилеа "Адриенна Лекуврер" премьерой можно было назвать лишь условно - эта сценическая версия 80-х годов практически импортирована из миланского театра "Ла Скала". Из итальянской музыкальной столицы были привезены декорации и режиссура. Как в Милане, так и в Москве ею занимался Ламберто Пуджелли. Его версия единственной дошедшей до нас оперы Чилеа в свое время перевернула представление о том, как надо ставить произведения, созданные в рамках итальянского веризма - стиля, старавшегося копировать действительность. В трактовке Пуджелли весьма натуралистичная история об умирающей актрисе превратилась в красивую сказку. С этим "сказочным" спектаклем режиссер и приехал в Москву.

Большому театру оставалось самое сложное - подобрать выигрышный состав артистов и разучить партии. Этим занялся лично музыкальный руководитель театра Александр Ведерников. Для него "Адриенна Лекуврер" стала дебютом в родном театре в качестве оперного дирижера-постановщика, и, судя по оценкам критиков, дебютом вполне успешным.

Для участия в премьере были приглашены западные оперные звезды: румынка Нелли Мирочию (Адриенна) и итальянец Массимилиано Гальярдо (Мишонне). Они довольно органично вписались в состав российских артистов, для которых технически сложная итальянская опера стала стимулом творческого роста. Присутствие в труппе иностранцев создало в театре дух здоровой конкуренции. Самому театру импортированный проект обошелся в 65 тыс. долларов, что в десять-пятнадцать раз дешевле собственной оригинальной премьеры. В конечном счете выиграли московские зрители, которым удалось услышать оперу Франческо Чилеа впервые после 1989 года, когда ее привозил "Ла Скала".

Впрочем, оперный импорт, по мнению администрации театра, скорее исключение из репертуарной политики, чем правило. В начале сезона, когда в очередной раз сменилось руководство театра, просто нечем было наполнять сезон. В дальнейшем дирекция планирует главную ставку делать все же на свои оригинальные постановки и для этого приглашать в театр маститых российских и зарубежных режиссеров.