Мало, но отменного качества

Экономика и финансы
Москва, 25.02.2002
«Эксперт» №8 (315)
Подведены итоги очередного конкурса годовых отчетов

То, что годовой отчет - визитная карточка компании, без него просто неприлично вступать в переговоры с партнерами или инвесторами, стало уже азбучной истиной. А вот сколько из более пятидесяти тысяч российских АО готовит эти визитные карточки? Ответить точно довольно сложно, но мини-опрос специалистов показал удивительное единодушие - от 250 до 400. Менее одного процента. Единственное утешение: за последний год это число, по оценке тех же специалистов, выросло примерно в полтора раза.

И это лишний раз убедило нас в том, что проект "Каталог годовых отчетов" (журнал реализует его уже три года) крайне важен для отечественной экономики. С одной стороны, популяризируя отчеты, внесенные в каталог, мы потихоньку приучаем менеджеров к мысли, что отчет им нужен не меньше служебной машины. И в пятидесятипроцентном росте этого года есть и наш скромный вклад. С другой стороны, конкурс отчетов, которым ежегодно мы подводим итоги проекта, задал вполне определенный эталон подготовки отчетов. Все чаще мы получаем запрос на методику конкурса - ее используют как шпаргалку при написании отчетов.

Результат, надо сказать, нас вполне удовлетворил. Несмотря на небольшое число, качество российских отчетов оказалось довольно высоким. Вот только два примера. Параллельно с проведением конкурса мы запросили несколько десятков отчетов у европейских компаний (есть там такая практика - компании бесплатно высылают свои отчеты по первому требованию). Они не выдержали никакого сравнения с нашими (за исключением номинации "Интернет"). И содержание скромненькое (обычаи обычаями, но лишнего о себе не любят, видимо, болтать нигде), и оформление так себе, без изюминки. Другой пример - из практики крупной российской компании. Ее менеджеры на встрече с представителями одного из крупнейших европейских банков были шокированы тем, что они представили им свой отчет. По дизайну отчет этот был едва ли не точной копией российского. Наши соотечественники побоялись обвинений в плагиате и свою брошюру решили даже не доставать из портфеля. А зря, ведь их отчет появился на свет раньше иностранного.

Как проводился конкурс

Лучших из лучших отбирали в два этапа. Первый - формальный. На нем все отчеты, включенные в течение года в каталог (страницы этого каталога регулярно публиковались в журнале), а их было 48, тщательно изучались специалистами журнала и рейтингового агентства "Эксперт РА". Причем элемент субъективности постарались свести к минимуму - была разработана система критериев, соответствие которым легко проверить. Например, есть аудированная отчетность по международным стандартам - плюсик, нет англоязычной версии - минус и т. д.

Критерии эти - результат изучения многих десятков лучших образцов западных компаний и банков. Кроме того, в этом году мы получили консультации специалистов PricewaterhouseCoopers. Как раз накануне они завершили международное исследование того, что хотели бы видеть инвесторы в отчетности. В частности, выяснилось, что инвесторов все больше интересуют нефинансовые резуль

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (315) 25 февраля 2002
    Спад в экономике
    Содержание:
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама