Обыкновенный консерватизм

Политика
Москва, 08.04.2002
«Эксперт» №14 (321)
"Реальным консерваторам" нужны великие потрясения. Простым смертным нужна Россия, в которой удобно и не стыдно жить

Начатое статьей Виталия Аверьянова ("Третий полюс", N10) обсуждение термина "консерватизм" и, более широко, консервативной идеологии вызвало большой интерес у наших читателей. Ведь и вправду: разговоры о консерватизме вошли в моду так быстро, что никто из говорящих не успел толком осознать сегодняшний смысл этого слова, а уж тем более договориться с собеседниками о некоем общем его понимании.

Понимание, предложенное в статье г-на Аверьянова, наряду с поддержкой вызвало и жесткое отторжение. Сегодня мы продолжаем дискуссию о консерватизме статьей прямого оппонента "Третьего полюса", обозревателя "Известий" Андрея Колесникова.

Когда рядовой представитель высшего среднего класса начинает ощущать себя консерватором? Тогда, когда его финансовое положение более или менее устойчиво, босоногое детство в районе Бирюлево-Товарное представляется далеким и нереальным, как черно-белое кино, а лысина и соцнакопления в области живота недвусмысленно сигнализируют о необходимости определиться с ценностями. И тогда он начинает курить сигары, собирать курительные трубки, увлекаться разнообразными сортами виски, перестает заниматься спортом и изменять жене. Теперь он - консерватор.

В обстоятельствах современной России слово "консерватор" имеет исключительно бытовое, но никак не политическое значение. Потому что "консервировать" в ситуации всего лишь десятилетнего перехода из одной системы в другую, на фоне мировых тектонических разломов в экономике, политике, геополитике, психологии, ценностных ориентациях, в контексте всякой там "вертикальной мобильности" и "экономики знаний", крушения иерархий - нечего. Потому и не может быть консерватизм "третьим полюсом" на современной российской идеологической площадке, как утверждает философ и историк Виталий Аверьянов. "Реальный консерватизм" по Аверьянову - полюс идеологической пустоты. И это еще в лучшем случае.

Гвельфы и гиббелины

У российского консерватизма есть только ярлык и оболочка - внутреннего содержания нет. А то, что таковым считается, - лишь несколько идей, импортированных или взятых напрокат из истории философии, в том числе русской. Как всякая квазиидеология, он либо становится синонимом конформизма, и потому его содержание зависит исключительно от того, какие идеологемы на сегодня с утра "спущены" кремлевской властью, либо оказывается респектабельной формой самого настоящего фашизма. Который, собственно, исторически и вырастал или из крайне правого консерватизма, или из левоватого этатизма.

Тем не менее если признать, что существует некая сумма ценностей, пригодных для "консервирования", то ею окажется или дикая смесь традиционалистских и коммунистических идеологем, перемешанных в инцестуальном угаре, или ценности либеральные, которым Виталием Аверьяновым отказано в существовании. С его точки зрения, которая, впрочем, за минувшее десятилетие сотни раз уже репродуцировалась в разных изданиях, в России нет либеральной традиции. Получается, что все гайдаро-чубайсы: а) Иваны (и даже не Иваны, а чего похуже), не по

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (321) 8 апреля 2002
    Война на ближнем востоке
    Содержание:
    Бесконечный тупик

    Пока Израилем руководит Шарон, а Палестиной - Арафат, мирное разрешение арабо-израильского конфликта невозможно. Если оно вообще возможно

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама