Через Запад на Восток

Культура
Москва, 15.04.2002
«Эксперт» №15 (322)

На концерт Дживана Гаспаряна, мастера игры на дудуке - древней абрикосовой дудочке с пронзительно грустным звучанием, билетов было не достать еще до появления афиш на улицах. Собравшаяся публика, как и сам концерт, не была обычной для Большого театра - состоятельные армянские семьи резко контрастировали с неформальной молодежью.

Для армян посещение концерта Гаспаряна - дело чести. Успехами соплеменников они гордятся не меньше, чем собственными. Тех же, кто добился мирового признания, армяне просто боготворят. А к 70-летнему дядюшке Дживану отношение совершенно особое. Если армянина Азнавура или армянку Шер прославила западная поп-культура, то Гаспарян добился своего благодаря народной дудочке, игру на которой до него столетиями считали уделом деревенщины. Гаспарян теперь национальный герой - ведь уже весь мир знает о прекрасной грустной музыке из маленькой горной страны. С ним охотно работают и Питер Гэбриэл, и "Кронос-квартет", и Лайонел Ричи. Его дудочка заставляет плакать зрителей голливудских блокбастеров, на него с обожанием смотрят представители европейского андерграунда, еще пять лет назад ни разу не слышавшие смешного для французского уха слова "дюдюк". На родине Гаспарян воздвиг себе нерукотворный памятник: в Армении теперь все мечтают играть на дудуке.

Молодежь в Гаспаряне привлекает не национальность музыканта, а механизм его успеха. Пятьдесят лет назад, когда Гаспарян впервые играл в Большом, его публику сложно было назвать модной. И сам мастер, с восьми лет выбравший для себя игру на народном инструменте, вполне осознавал скромные возможности расширения своей популярности. Но все изменила Америка.

Полвека спустя Гаспарян вернулся в Большой уже не армянским, а мировым музыкантом, работающим в достаточно модном - этническом - направлении. Там, в суматошном, быстро меняющемся мире, архаичность и подлинность музыки Гаспаряна оказалось бесценной. Западная музыкальная культура быстро нашла место для нового древнего звука, и теперь Гаспарян вполне успешно работает с самыми разными музыкантами самых разных стилей - от джаза до электроники, что он и продемонстрировал на последнем московском концерте. По сути, этническая музыка пока оказывается единственным коммерчески успешным популярным музыкальным продуктом, который за прошедшие десять лет смог предложить Западу бывший Советский Союз. Скромные тувинцы "Ятха" и армянин Гаспарян куда удачливее, чем напыщенные, но бездарные русские поп-звезды. Что справедливо - рынок ценит качество.

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (322) 15 апреля 2002
    Статус центрального банка
    Содержание:
    Иные проблемы

    Законодательство о Банке России действительно нуждается в изменении. Но необходимая модернизация должна быть гораздо шире той, что обсуждается сейчас в Государственной думе

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама