Игрушечный пластик

Русский бизнес
Москва, 15.04.2002
«Эксперт» №15 (322)
Настоящие кредитные карты - все еще малодоступное удовольствие для российских банков и граждан

Отечественный рынок пластиковых карт продолжает стремительный количественный рост. По данным российской платежной системы STB Card, всего в России выпущено почти 11 млн пластиковых карт различных систем, оборот за 2001 год составил около 8,5 млрд долларов. Однако большая часть эмиссии приходится на зарплатные проекты (у некоторых банков их доля составляет 90%), и, как считают банковские специалисты, в ближайшее время такое положение вещей вряд ли изменится. Настоящие кредитные, а не дебетовые карты все еще остаются большой роскошью - для банков и, уж само собой, для их клиентов.

Эволюция картообразных

Более 80% всех выпущенных в России пластиковых карточек приходится на зарплатные проекты. Предприятие заключает договор с банком и перечисляет зарплаты сотрудников на карту. Зарплатные проекты - вовсе не российское изобретение, как принято считать. В конце 90-х годов международные системы предлагали подобные программы европейским и американским компаниям. Если российские компании используют зарплатные проекты, чтобы избавиться от операций с наличностью, то западные компании таким образом уходили от практики чековых выплат. Перевод зарплат на карточки позволил освободить бухгалтеров от лишней бумажной работы, что оказалось особенно выгодно для небольших компаний. В российской практике зарплатные проекты увеличивали число держателей карт добровольно-принудительным способом.

На следующем этапе развития рынка появились собственно дебетовые карточки как услуга для частных клиентов. Они позволяли тратить только те деньги, которые заранее положены на счет, на них начисляются небольшие проценты. По сути, это наиболее удобный инструмент для распоряжения банковским счетом. Дебетовые карточки стоят дешево, не требуют проверки клиента, рассчитаны в основном на использование в торговой сети и сфере услуг, и такое использование поощряется банками. Основной доход банк получает именно от использования карты - основная идея этого продукта заключается в его массовости. Пока количество выпущенных карт и транзакций не настолько велико, чтобы банки начали получать прибыль. Официальная статистика по зарплатным карточкам, которых большинство, также продолжает показывать в среднем одну транзакцию в месяц - когда работник в день выдачи зарплаты снимает всю начисленную сумму. Большую часть времени зарплатная карточка остается простым кусочком пластика.

Однако и независимый спрос на дебетовые карты со стороны частных лиц постепенно растет. Финансовые вложения в развитие этой услуги должны вернуться не сразу, прибыли она пока не приносит, но ежегодное увеличение объемов эмиссии говорит о том, что российские банки уже готовы инвестировать в будущее.

Самой популярной карточкой у населения, по мнению директора департамента платежных систем СДМ-банка Владимира Луценко, является VISA Electron. Это самая дешевая и простая из дебетовых международных карт с магнитной полосой, но при этом она имеет все их достоинства включая возможность использования практически во всем мире. Генераль

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (322) 15 апреля 2002
    Статус центрального банка
    Содержание:
    Иные проблемы

    Законодательство о Банке России действительно нуждается в изменении. Но необходимая модернизация должна быть гораздо шире той, что обсуждается сейчас в Государственной думе

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама