Иные проблемы

Тема недели
Москва, 15.04.2002
«Эксперт» №15 (322)
Законодательство о Банке России действительно нуждается в изменении. Но необходимая модернизация должна быть гораздо шире той, что обсуждается сейчас в Государственной думе

Споры вокруг статуса Центрального банка в России давно стали отражением элементарной борьбы за власть, за один из существующих властных институтов. Очевидно, что проблема численности Национального банковского совета или вопрос о возможности ЦБ иметь собственный пенсионный фонд имеют немного общего с основной задачей объявленной реформы банковского законодательства. Задача же эта заключается в том, чтобы найти для ЦБ такое место в структурах государственной власти и предоставить такие полномочия, которые позволяли бы ему наиболее эффективно выполнять свои функции (и прежде всего - обеспечивать финансовую стабильность в стране) независимо от сиюминутных политических целей правительства и парламента.

Как же приступить к решению этой задачи? Только определив собственно статус Банка России.

Орган государственной власти

Банк России наделен государственно-властными полномочиями в сфере денежно-кредитной политики. Следовательно, он, несомненно, является органом государственной власти, хотя в действующем законодательстве ЦБ в этом качестве не упоминается. Эту несправедливость следовало бы устранить, законодательно закрепив положение о том, что "Банк России является органом государственной власти, осуществляющим свои функции независимо от законодательных, исполнительных, судебных и иных органов государственной власти. Банк России не подчиняется правительству Российской Федерации и не входит в систему исполнительных органов государственной власти". Такой статус исключит какие-либо неясности относительно места ЦБ РФ в системе госорганов и обеспечит законодательные гарантии невмешательства в его деятельность.

Статус имущества

Широко дискутируемый вопрос о принадлежности имущества ЦБ РФ имеет три варианта решения. Первый сводится к тому, что уставный капитал ЦБ де-факто является не совсем капиталом, - это лишь имущество, закрепленное за ЦБ или переданное ему во временное пользование. И все имущество ЦБ, включая сформированное за счет уставного капитала, принадлежит Российской Федерации. То есть у Банка России как у юридического лица вообще нет и не может быть собственного имущества. Фактически это соответствует сегодняшним духу и букве понимания терминов "уставный капитал Банка России" и "имущество Банка России".

Второй вариант предполагает, что в собственности Российской Федерации находится имущество ЦБ, сформированное за счет уставного капитала. А ЦБ как юридическому лицу по праву собственности принадлежат активы, сформированные за счет иных источников, в том числе оставшаяся в его распоряжении прибыль. Это компромиссная конструкция, но уставный капитал по-прежнему остается лишь "как бы капиталом".

Третий же заключается в признании того, что сам Банк России и его уставный капитал - безусловно, собственность Российской Федерации. А имущество Банка, его активы должны быть собственностью самого ЦБ как юридического лица. В этом случае владение активами Центрального банка осуществляется Российской Федерацией фактически через владение Центральным банком.

Существую

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (322) 15 апреля 2002
    Статус центрального банка
    Содержание:
    Иные проблемы

    Законодательство о Банке России действительно нуждается в изменении. Но необходимая модернизация должна быть гораздо шире той, что обсуждается сейчас в Государственной думе

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама