Тихо течет река по равнине

Наука и технологии
Москва, 29.04.2002
«Эксперт» №17 (324)
Адепт новой экономики сочтет стратегию корпорации 3М чересчур провинциальной. Что ж, значит, эффективный хайтечный бизнес лучше делать вдали от столиц

Сент-Пол - небольшой городок, расположенный в получасе езды от Миннеаполиса. Вместе они образуют так называемые twin cities - сдвоенные города, из которых Сент-Пол - административный, а Миннеаполис - деловой и культурный центр Миннесоты. Миссисипи здесь еще довольно узка и, по крайней мере весною, маложивописна, мост через нее в центре Сент-Пола напоминает уменьшенную раз в двадцать пять копию знаменитого моста, построенного Салазаром через реку Тежу в Лиссабоне.

В шесть часов вечера городок вымирает, в семь выпить пива уже проблема. Местные журналы набиты чепухой вроде попыток ответить на волнующий аудиторию вопрос, почему вероятность случайного сексуального контакта в Нью-Йорке на порядок выше, чем в Сент-Поле (одна молодая авторша объясняет это тем, что в Сент-Поле при любом раскладе ваш незапланированный партнер окажется знакомым вашего знакомого или знакомой - пойдут сплетни, так что более или менее приемлемые шансы на безопасное маленькое приключение имеют только случайные гости из других городов и стран). В ресторане вам с гордостью предложат фирменное местное блюдо - дикий рис, который до сих пор собирают индейцы из расположенных неподалеку резерваций. Короче говоря, нормальная американская провинция с вполне ощутимым патриархальным привкусом. Поэтому неосведомленный наблюдатель будет немало удивлен тем, что всего в пятнадцати минутах езды от центра Сент-Пола расположены центральные офисы, ключевые лаборатории и производства одной из самых живучих и высокотехнологичных корпораций США - 3M Company.

Не старая и не новая экономика

Года два назад Рональд Баукол, вице-президент 3М, недавно ушедший на пенсию, объяснял мне, что корни корпорации - в ее географии. Он сравнивал тогда свою фирму с рисовой фермой на севере Японии. "По сути мы американское Заполярье. Здесь бывает очень холодно, население - фермеры, выращивающие подходящие для этого климата культуры. Ключ к жизненному успеху в такой ситуации - личная инициатива, тяжелый труд, концентрация усилий на создании нужных человеку вещей и умение работать командой. Ведь чтобы загрузить телегу мешками с зерном, усилий одного человека недостаточно. И еще, пожалуй, важно не проедать все семена - без них не будет нового урожая". Современный выпускник MBA счел бы, что для основы корпоративной идеологии в сфере хай-тека такое "сельскохозяйственное" мировоззрение чересчур консервативно. Действительно, на общем фоне американской корпоративной культуры 3М выглядит белой вороной - она довольно спокойно отнеслась к интернет-буму, не занимается венчурным бизнесом, по крайней мере в общепринятом смысле этого термина, практически не работает с заемными деньгами, предпочитая инвестировать в новые проекты собственные средства. Более того, она не очень хочет, да и не особенно умеет торговать технологиями, делая ставку на конечный рыночный продукт, не создает с малыми инновационными компаниями модных сетевых структур, отстаивая в любых ситуациях собственную корпоративную организацию. Между тем этот "консерватизм

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (324) 29 апреля 2002
    Французские выборы
    Содержание:
    Разное
    Тема недели
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама