Гитлер и его двойник

Культура
Москва, 29.04.2002
«Эксперт» №17 (324)
Мартин Вуттке сыграл в Москве моноспектакль "Арто и Гитлер в романском кафе" - безумный, как "Театр и его двойник", и неотразимый, как "дранг нах остен". Им восхитились бы и Арто, и Брехт

Мартин Вуттке - лучший театральный актер Германии. Несколько лет назад в этом еще могли быть сомнения, но он привез в Москву "Карьеру Артуро Уи", сыграл в ней главную роль и навсегда поселился в памяти театралов - бледный, прилизанный, сумасшедший и неотразимый диктатор. Недавно его можно было видеть в фильме Фолькера Шлендорфа "Легенды Риты", где он играет офицера "Штази". Левака и авангардиста, Вуттке парадоксально тянет к представителям сильной власти. Он издевается над ними и на сцене, и на экране, но не перестает их играть, вживаясь в образ до полного отождествления. Для роли Артуро Уи он изучил всю биографию Гитлера - вплоть до малейших деталей, полузабытых анекдотов, полупридуманных сплетен. В новом моноспектакле "Арто и Гитлер в романском кафе", только что показанном в Москве, он вновь возвращается к своему любимому герою.

От Арто до Гитлера один шаг

Нехитрый текст "Арто и Гитлера" Тома Пойкерта основан на популярной идее о том, что искусство авангарда предвосхитило приемы и риторику тоталитарной политики. Татлин был предтечей Сталина. Антонен Арто - Гитлера. Среди всех загадочных фраз французского теоретика театра, над которыми давно бьются его духовные наследники, Вуттке привлекает самая загадочная - про актеров, которые должны "сгорать на кострах, подавая знаки своими телами". В шестидесятые режиссеры, пытавшиеся воплотить горячечные метафоры Арто, полагали, что "костры" символизируют дыхание или эмоции. В молодости Вуттке тоже чрезвычайно увлекался упражнениями "по Арто". В нынешнем же спектакле он дает очень простую разгадку старой метафоры. "Костры" - это газовые печи. Актерами становятся узники концлагерей, а главным режиссером этого пылающего шоу Арто назначает Адольфа Гитлера.

Арто и Гитлер, конечно, никогда не встречались в кафе. Окончательно сойдя с ума в 1938 году, Арто всю вторую мировую просидел в психиатрической лечебнице, в то время как его воображаемый собеседник запаливал мир со всех концов сразу. Моноспектакль Вуттке - это разговор Арто с самим собой - а с кем еще разговаривать бедному сумасшедшему, оставшемуся наедине со своими фантазиями? Иногда Вуттке зализывает светлые волосы набок, и мы уже не понимаем, то ли это Антонен пытается походить на Гитлера, то ли Адольф - на непризнанного гения.

Вуттке вообще очень идейный артист. Недаром он несколько лет был художественным директором традиционно политизированного театра "Берлинер Ансамбль" и считался прямым наследником Брехта по части левой пропаганды. Один из своих моноспектаклей он играл по пьесе Эльфриды Элинек (известной нам по феминистскому роману "Пианистка"), и это была чистая политическая сатира. Наш театр заставил нас позабыть, что политические страсти могут придавать необычайный драйв зрелищу. Вуттке об этом напоминает. Огонь его темперамента вспыхивает от соприкосновения с идеями, а не с характерами. Актерское воображение позволяет ему воспринимать историю остро, как выпуск новостей. Надо слышать, как глухо он выдыхает слово Ofen - "печь", словно пытаясь избав

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (324) 29 апреля 2002
    Французские выборы
    Содержание:
    Разное
    Тема недели
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама