Откатная технология

Спецвыпуск
«Эксперт» №18 (325) 13 мая 2002
Почему результаты тендеров на выбор страховщика обычно предрешены

Правильный выбор страховщика - важнейший элемент системы управления рисками в любой серьезной корпорации. Но как это сделать, ведь в государственном реестре зарегистрировано 1350 страховых компаний? Среди них есть надежные страховщики, работающие по международным стандартам, а есть и фирмы-однодневки. Безусловно, у клиента, решившего заключить договор страхования, с абсолютным большинством последних просто нет шансов встретиться. Их задачи лежат совсем в другой плоскости: обналичка, перекачка, зарплаты. Однако и без учета "серого" рынка остается около 200-300 страховых компаний. Как выбрать лучшую из них? Ту, которая предложит оптимальные тарифы и условия по конкретному, интересующему клиента риску и при этом гарантированно выполнит свои обязательства? Задача непростая и имеющая разные решения для холдинга, предприятия среднего и малого бизнеса или физического лица. Но в любом случае при заключении договора страхования главным является конкурс. Более удобного и эффективного механизма получения наилучших предложений по выбору страховой защиты пока не придумано.

Фикция

Все чаще в прессе можно найти информацию о том, что был проведен конкурс и победителем в нем стала такая-то страховая компания. Однако объявления о начале проведения конкурса встречаются гораздо реже, и уж совсем сложно что-либо узнать о том, сколько страховщиков принимали в нем участие, кто входил в состав конкурсной комиссии и каковы были критерии выбора победителя. Случайно ли это?

Похоже, что нет. Иногда появляется информация от Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП): результаты того или иного конкурса должны быть признаны недействительными. Представители страховых компаний постоянно жалуются на нарушения при проведении конкурсов. По их словам, существует два наиболее распространенных варианта: либо выборы фактически безальтернативны и предрешены, либо организаторы конкурса ориентируются не на те показатели, которые были объявлены.

Результаты опроса ведущих страховщиков и вовсе обескураживают. Количество тендеров, в которых они принимали участие в 2001 году и в первом квартале 2002 года, было очень невелико: "Ингосстрах" - 119, "Энергогарант" - более 70, Столичное СО - 70, ВСК - более 60, РОСНО - более 30, "Интеррос-Согласие" и "Русский мир" - по 25, "АльфаСтрахование" - 13, "Дина" - 12. Ну а в группе НАСТА, ориентирующейся на открытые конкурентные сегменты страхового рынка, нам рассказали, что за последние два года они участвовали всего в одном конкурсе, поскольку попросту не получали других приглашений. Заместитель руководителя управления страхования имущества и ответственности компании "Гута-Страхование" Елена Осипова рассказала нам о том же:

- Очень часто мы можем предложить привлекательные условия страхования, но, поскольку тендер проходит "мимо нас", потенциальные клиенты об этом даже не знают. Причин несколько. Иногда организаторы заинтересованы в том, чтобы число участников было ограничено. А иногда информация о проведении тендера п