Вершки, корешки и региональная идентичность

Спецвыпуск
Москва, 03.06.2002
Чем больше будет самодостаточных субъектов федерации, тем меньше понадобится федеральных министерств

Губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова трудно заставить говорить о чем-то, помимо хозяйственных проблем и достижений. Он составляет резкий контраст своему когда-то знаменитому предшественнику Виктору Густову - громадному шумному мужчине, который за это и полюбился Борису Ельцину, был выдвинут на уровень федеральной политики в качестве первого вице-премьера российского правительства, да так на этом уровне и потерялся. Валерий Сердюков справедливо позиционируется именно как скромный умелый хозяйственник, который старается избегать политической рекламы и не мечтает о дальнейшем карьерном росте. За шесть лет, которые он руководит регионом - сначала в качестве вице-губернатора, потом исполняющего обязанности губернатора, затем, с сентября 1999 года, избранного губернатора, Ленинградская область из депрессивного дотационного региона перешла в разряд регионов-доноров, имеет одни из самых высоких в России показатели темпов роста экономики.

О том, за счет чего область всего этого добилась, мы рассказываем в других материалах сегодняшнего приложения "Региональный проект". А вот с губернатором решили поговорить о политике, поскольку, во-первых, он на эти темы редко высказывается, и, значит, это вдвойне интересно, а, во-вторых, мы твердо знаем, что успешно руководить субъектом федерации можно только при наличии четких политических ориентиров.

- Валерий Павлович, что такое Ленинградская область - это субъект Российской Федерации, как записано в Конституции, или все-таки объект федерального управления?

- Я думаю, что нынешние регионы субъектами федерации назвать нельзя. Потому что жесткого разграничения полномочий между центром и регионами у нас сегодня нет. Двусторонние договоры по разграничению полномочий, которые в свое время подписывались субъектами федерации с президентом, своей роли не играли, за исключением, может быть, Татарстана и Башкирии, это были лишь политические лозунги. Но и бессловесными объектами федерального управления нас назвать нельзя. У нас есть довольно много полномочий, еще больше обязанностей.

- Переходная форма, словом. А вот куда она перейдет? Сейчас много разговоров о том, чтобы губернаторы назначались президентом...

- Я не поддерживаю эту точку зрения. У нас все-таки федеративное демократическое государство. Выборы руководителя территории должны оставаться, все дело, повторяю, в разграничении полномочий. Зачем участковыми милиционерами руководить из Москвы? Вы отработайте правила и дайте нам эти правила, чтобы мы обеспечивали порядок на территории. Мы финансируем пожарных, милицию, ГАИ, так зачем ими из Москвы руководить? Разве одинаковые условия в Хабаровске и Ленинградской области? Как могут московские чиновники все эти различия разглядеть? А мы вот видим эти различия и проблемы, а поправить ничего не можем - нет полномочий. Надо это все упорядочить.

- Есть город Санкт-Петербург, есть отдельно Ленинградская область. Как вы думаете, может ли область развиваться как некий живой самодостаточный общественный организм, ил

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (328) 3 июня 2002
    Чемпионат мира по футболу
    Содержание:
    Потусторонний футбол

    Соревнование за золотые медали Чемпионата мира по футболу только начинается. А организаторы турнира, FIFA и транснациональные корпорации, свое "золото" уже поделили

    Наука и технологии
    Реклама