Мозги на сковородке

Культура
Москва, 03.06.2002
«Эксперт» №21 (328)
В ГЦКЗ "Россия" прошла "Ночь пожирателей рекламы". За шесть часов москвичи ознакомились с шестидесятилетней историей рыночной экономики. Оказалось, что так же, как и в экономике, в рекламе нам конкурировать на мировом рынке пока тяжело

В кинозале гаснет свет. На экране - газовая плита. Ловкое движение рук - и газ зажжен. Сковорода. На ней аппетитно шипит масло. Откуда-то сверху руки кулинара опускают в кипящее масло мягкие розоватые... человеческие мозги. Надпись во весь экран: "Избавься от кокаиновой зависимости". Это лишь один из четырехсот роликов, представленных нынешней весной в ГЦКЗ "Россия" в программе "Ночь пожирателей рекламы" из собрания французского коллекционера Жана Мари Бурсико.

Коллекционер

Наверное, нужно быть сумасшедшим, чтобы коллекционировать то, что большая часть телезрителей во всем мире люто ненавидит, то, что в "опасный момент" отключает вожделенный футбольный матч и в момент соития вырывает героев-любовников из поля зрения поклонников мелодрамы, то, что наши парламентарии не так давно всерьез хотели запретить демонстрировать на государственном телевидении, - телерекламу.

В собрании чудаковатого француза сегодня насчитывается около полумиллиона роликов всех времен и народов. Есть у этой коллекции и преданные поклонники - не зря ведь ежегодно двадцать лет кряду 300 тысяч зрителей в 47 городах мира запираются на ночь, чтобы смотреть рекламные ролики, не прерываемые художественными фильмами и выпусками новостей.

В отличие от многочисленных профессиональных фестивалей (к примеру, "Каннских львов") программа "Ночь пожирателей рекламы" не демонстрирует сегодняшнюю рекламную моду, она включает произвольный набор тем и сюжетов, и на ее примере можно проследить как историю, так и новые тенденции жанра.

Эволюция обработки мозгов

Рекламные ролики - те же художественные фильмы, но в миниатюре. Они длятся от нескольких секунд ("'Инвайт' - просто добавь воды") до нескольких минут (китайские ролики с пением на природе о чем-то глубоко культурреволюционном). При создании рекламных фильмов обычно применяются самые передовые кинотехнологии, поэтому-то и бюджеты у них сопоставимы с киношными и составляют порой сотни тысяч, а то и миллионы долларов. Cнимаются в рекламе и кинозвезды. К примеру, в нынешней программе "Ночи пожирателей рекламы" на огромном экране мелькала и томная Катрин Денев, ласкающая пузырьки с косметикой, и неунывающая клоунесса Вупи Голдберг, разъезжающая на дорогих автомобилях. Нередко в программу врывались сюжеты о вечном двигателе Майкле Джексоне, который с удовольствием прихлебывает пепси-колу.

Реклама - чуткий барометр рыночной экономики, и по нынешней программе "ночи пожирателей" можно было проследить более чем вековую историю жанра, меняющуюся с развитием мирового бизнеса. К примеру, представленные в программе венгерские мультипликационные ролики 30-х годов продвигали на рынок страны недорогие продукты питания. В период послевоенного восстановления Европы во Франции впервые появилась реклама предметов роскоши - "пожиратели" судили об этом по ретроспективе роликов о дорогой косметике от Ива Сен-Лорана.

Ролики 80-х годов с сексапильными красотками и их мускулистыми бой-френдами напомнили гостям ГЦКЗ "Россия" о временах, когда средний класс вполне мог

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (328) 3 июня 2002
    Чемпионат мира по футболу
    Содержание:
    Потусторонний футбол

    Соревнование за золотые медали Чемпионата мира по футболу только начинается. А организаторы турнира, FIFA и транснациональные корпорации, свое "золото" уже поделили

    Наука и технологии
    Реклама