Накануне осени-2002

В структуре российского среднего класса хорошо выделяются два слоя - нижний и верхний. Нижний средний быстро прирастает численно и этим обеспечивает рост массовых рынков. Верхний средний "контролирует" эксклюзивное предложение

После двух с половиной лет интенсивного восстановительного роста доходы и материальное положение семей российского среднего класса стабилизировались на достигнутом уровне. А точнее - на двух принципиально различных уровнях.

Нижний средний

Нижнюю подгруппу в среднем классе формируют семьи, чьи доходы находятся в диапазоне от 6 до 12 тыс. долларов в год, то есть составляют 150-300 долларов в месяц на человека. Таких семей в России сегодня порядка 6,5-7,5 млн. А до конца года эту подгруппу могут пополнить еще до 2 млн семей - из числа тех, чьи доходы сегодня составляют от 100 до 150 долларов в месяц на человека. Часть представителей этой подгруппы относительно недавно преодолела рубеж 150 долларов в месяц на каждого члена семьи и еще не успела сформировать структуру потребления и привыкнуть к образу жизни среднего класса. И именно поэтому эта часть семей за истекший год демонстрировала самые высокие темпы улучшения материального положения, что и позволило им войти в средний класс и ныне пребывать в оптимизме относительно своего будущего.

Со статусной точки зрения эту подгруппу формируют преимущественно наемные работники: менеджеры, инженеры, руководители среднего звена, ведущие специалисты, рядовые, но достаточно хорошо оплачиваемые рабочие и служащие. Представители этой подгруппы сегодня не испытывают затруднений с приобретением продуктов питания и товаров повседневного спроса, одежды и обуви, мелкой бытовой техники. А вот приобретение крупной бытовой техники, мебели, автомобиля или оплата туристических услуг, косметического ремонта и т. п. порой представляют для них проблему. Проблему выбора. Как правило, семья, совокупный доход которой от 500 до 1000 долларов в месяц, может в течение года позволить себе только одну крупную покупку на 1,5-3 тыс. долларов. И уж конечно, таким семьям практически недоступны платные образовательные или медицинские услуги, приобретение нового автомобиля иностранного производства, радикальное улучшение жилищных условий, открытие собственного бизнеса.

Именно эта подгруппа остается активным потребителем качественных, но недорогих товаров массового производства и благодаря своему численному росту поддерживает многие потребительские рынки.

Верхний средний

Верхнюю подгруппу в среднем классе формируют семьи - их около 3-3,5 млн, - которые имеют от 12 до 40 тыс. долларов совокупного годового дохода. Эта группа растет небыстро. А внутри нее есть семьи как с растущими доходами, так и с немного снижающимися. Тяжелая борьба за удержание достигнутого материального положения делает представителей этой подгруппы несколько менее оптимистичными.

В этой категории довольно высока доля руководителей компаний разного уровня, преимущественно малого и среднего бизнеса, успешных независимых профессионалов, ведущих специалистов.

Представители этой подгруппы сегодня не испытывают затруднений ни с приобретением крупной бытовой техники, мебели или автомобиля, ни с оплатой туристических услуг, косметического ремонта, повседневных развлечений. Про

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (331) 1 июля 2002
    Чемпионат мира по футболу
    Содержание:
    Свисток против мяча

    Скандальные попытки FIFA программировать и контролировать спортивный ход чемпионата мира по футболу привели к глубокому кризису и самой федерации, и всего футбольного бизнеса

    Наука и технологии
    Реклама