Оперные клоны

Культура
Москва, 01.07.2002
«Эксперт» №25 (331)

"Зал Большого театра представляет собой главный отстойник московской канализации... Пространство зала отливает синевой и пронизано мириадами подымающихся пузырей. Наверху турбулентные потоки разгоняют скапливающиеся экскременты... Прелестная Татьяна, словно сошедшая с бессмертных пушкинских страниц, в пеньюаре поверх водолазного костюма сидит за столом с гусиным пером в руке. 'Я к Вам пишу - чего же боле? Что я могу еще сказать?' - доносится сквозь мутноватую многотонную толщу, и зал взрывается резиновыми аплодисментами..." Автор этих строк - самый скандальный писатель Российской Федерации Владимир Сорокин - сейчас занят сочинением либретто новой оперы для Большого театра. Роман "Голубое сало", строки из которого приведены выше, обещает стать основой вокально-инструментального шедевра. Впрочем, "сальный" сюжет закручен совсем не вокруг Большого театра - речь в романе идет о фантастической "секте сибирских землеёбов", вспахивающих своими гениталиями вечную мерзлоту и разводящих, как скот, дегенеративных уродцев - клонов русских писателей ради производства эликсира бессмертия. В новой опере клоны писателей Сорокин предполагает заменить клонами композиторов XIX века (Чайковского, Мусоргского, Верди, Вагнера и Моцарта), а действие перенести из далекого грядущего в сталинские тридцатые.

Звуковым оформлением оперного "хита" Большого театра занят Леонид Десятников - один из самых востребованных российских композиторов, написавший музыку к таким фильмам, как "Кавказский пленник", "Подмосковные вечера", "Серп и молот" и "Мания Жизели". До "сального" проекта в Большом он был замечен в числе создателей сусального "Царя Демьяна" - прошлогоднего петербургского оперного лабораторного опыта. Как проявит себя Десятников в большой опере - кто ж его знает. Впрочем, новый проект от композитора гениальной музыки и не требует - задача Десятникова скорее всего сведется к обычной для шестидесятников прошлого века гротескной стилизации под классиков. Даже сама идея клонировать музыкантов уж очень напоминает недавнюю "Жизнь с идиотом" Альфреда Шнитке - та же фекально-генитальная тематика, положенная на полистилистическую музыку. И столь же точно просчитанный скандал: в любом случае оперное "сало" будет в России хоть каким-то шагом вперед, хоть как-то позволит преодолеть общее оперное безрыбье.

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (331) 1 июля 2002
    Чемпионат мира по футболу
    Содержание:
    Свисток против мяча

    Скандальные попытки FIFA программировать и контролировать спортивный ход чемпионата мира по футболу привели к глубокому кризису и самой федерации, и всего футбольного бизнеса

    Наука и технологии
    Реклама