Авангардисты и академики

Культура
Москва, 01.07.2002
«Эксперт» №25 (331)

Нельзя сказать, что за последние два десятилетия новых опер в России не было вовсе. Композитор Сергей Слонимский в Самаре ставил свое "Видение Иоанна Грозного". "Молодого Давида" демонстрировал Новосибирску Владимир Кобекин. Московский театр "Новая опера" поместил в свой репертуар "Первую любовь" Андрея Головина. Но что ни говори, современные оперы были на сцене скорее исключением, чем правилом, все они увидели свет рампы либо в небольших залах, либо где-нибудь в провинции. И все они вызывали крамольный вопрос: а позволительно ли назвать эти опусы современной оперой?

Все они написаны во вполне традиционной манере: малозапоминающиеся мелодии арий и хоров везде сопровождает заурядный, судя по составу и звучанию, симфонический оркестр. Да и сюжеты, по моде XIX века, заимствованы либо из античной, либо из классической литературы. Кажется, будто многочисленные музыкальные революции XX века для русской музыки прошли незамеченными, а опыт рок-опер британца Эндрю Ллойда Уэббера, электронных оперных сочинений немца Карлхайнца Штокхаузена, вокально-инструментальных фресок американца-минималиста Филипа Гласса для современных отечественных композиторов - пустой звук.

Затхлый консерватизм наших современных оперных сочинителей выглядит уж каким-то совсем убогим на фоне успеха американской оперы, экспортирующей по всему миру злободневные музыкальные блокбастеры Джона Адамса вроде "Смерти Клингхоффера" (сюжет основан на реальной истории захвата самолета палестинскими террористами, которые убили заложника - американца еврейского происхождения Леона Клингхоффера).

Для того чтобы российской опере выбраться из сегодняшнего глубокого кризиса, ей необходимо будет заимствовать все лучшее из западных оперных образцов (как это сегодня происходит с отечественным мюзиклом), из поп-музыки и из смежных видов искусств. Для кого секрет, что опера спокон века, будучи вершиной музыкального и театрального жанров, вбирала в себя достижения всех искусств. Посему, чтобы создать современное произведение, творцам новой отечественной оперы было бы совсем не лишним, во-первых, обращаться к актуальным сюжетам, во-вторых - строить драматургию, используя динамичную (сродни киномонтажу) номерную структуру, в-третьих - свыкнуться с мыслью, что в опере допустимо сочетать академический вокал с эстрадным (а то и с народным). При оркестровке не мешает наряду с акустическими инструментами активно использовать электронику, включать в звуковой ряд конкретные электронные и естественные шумы (как это сейчас делается в драмтеатре).

Отметим, что некоторыми из перечисленных правил руководствовался еще Сергей Прокофьев в своей последней опере "Повесть о настоящем человеке". Может, она сегодня кому-то и покажется анахронизмом, но сравни ее с опусами о вечной любви и смерти нынешних композиторов, и Прокофьев образца 48-го года, с его гениальным чувством стиля и формы, окажется просто авангардистом.

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (331) 1 июля 2002
    Чемпионат мира по футболу
    Содержание:
    Свисток против мяча

    Скандальные попытки FIFA программировать и контролировать спортивный ход чемпионата мира по футболу привели к глубокому кризису и самой федерации, и всего футбольного бизнеса

    Наука и технологии
    Реклама