Ажиотаж еще не спал

Спецвыпуск
Москва, 01.07.2002
Российский средний класс предпочитает покупать одежду когда хочется, а не когда выгоднее. И это выдает в нем клиента, склонного легко расставаться с деньгами

В течение последних двух лет российский рынок одежды для среднего класса рос со средним темпом 10-15% в год. Компании же, лидирующие на рынке, увеличивали свои обороты ежегодно на 30-40%.

Сегодня емкость этого рынка составляет примерно 12-13 млрд долларов, что сопоставимо с таким "серьезным" сегментом потребительского рынка, как рынок квартир. В течение последнего года 40% общего рыночного оборота, или 4-5 млрд долларов, пришлось на Москву. В Санкт-Петербурге было продано одежды на 1-1,5 млрд долларов, в регионах - на 6-7 млрд.

Данные исследования "Стиль жизни среднего класса" ("Эксперт", группа Monitoring.ru) позволяют предположить, что в ближайший год рынок стабилизируется и темпы его роста составят примерно 5% годовых.

Судя по всему, рынок одежды, стремительно пройдя стадию доминирования продавца и производителя, переходит в следующее, качественно иное состояние, когда последнее слово остается за покупателем. Ожидания среднего класса, основного игрока на рынке, будут иметь первостепенное значение. Поэтому стоит разобраться в том, как и где предпочитает покупать одежду средний класс.

Покупают везде

Вопрос "где вы предпочитаете покупать одежду?" оказался достаточно бессмысленным, поскольку средние русские покупают везде. Но чаще всего - либо в специализированных магазинах (54% сказали, что покупают в магазинах со старой привычной надписью "Одежда"), либо на рынках (там покупают 53%). На втором месте по посещению и совершению покупок находятся универсальные магазины вроде московского ЦУМа (38%). 15% покупают одежду в бутиках, по 12% - за границей и в магазинах секонд-хэнд.

Что и когда покупают

Второй важный вопрос, который мы задавали нашим респондентам, звучал следующим образом: "Когда вы покупаете одежду - в начале сезона, в ходе сезона, после него или в любое случайное время?"

Оказалось, что не очень богатый российский средний класс в отличие от весьма обеспеченных представителей западного среднего класса практически совсем не интересуется распродажами, а предпочитает покупать одежду либо накануне сезона, либо в ходе уже идущего сезона, когда она и стоит дороже всего. Здесь сказываются и все еще не удовлетворенная страсть к покупке одежды, и чисто русская привычка покупать когда хочется, а не когда было бы правильно.

Перед сезоном и в ходе него покупают одежду 67% средних русских. После окончания сезона, то есть целенаправленно на распродажах, покупают одежду не более 2%. В то же время 31% представителей среднего класса решения о покупках принимают спонтанно, вне всякой связи с сезоном.

Сезон оказывается фактором куда более значимым, чем модность. Две трети (63%) средних русских до сих пор практически не обращают внимания на этап жизни модели. Для них абсолютно не важно, из прошлогоднего модельного ряда эта вещь или свежая. Главное, чтобы фасон не сильно выбивался из основного потока, так как более четверти представителей среднего класса при выборе модели обращают внимание на то, как одеты окружающие. 22% потенциальных покупателей склонны отк

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (331) 1 июля 2002
    Чемпионат мира по футболу
    Содержание:
    Свисток против мяча

    Скандальные попытки FIFA программировать и контролировать спортивный ход чемпионата мира по футболу привели к глубокому кризису и самой федерации, и всего футбольного бизнеса

    Наука и технологии
    Реклама