Сладость лишних трат

Русский бизнес
Москва, 08.07.2002
Вместо того чтобы инвестировать в существующий вагоностроительный завод, МПС готово строить новый. На неразумное расходование бюджетных средств министерство идет из-за страстного желания не допустить к освоению 100 млн бюджетных долларов структуры бывшего руководства МПС

В начале июня в ходе рабочей поездки в Воронеж министр путей сообщения Геннадий Фадеев заявил, что в течение ближайших трех лет МПС начнет строительство нового завода. Этот завод будет делать новые суперсовременные пассажирские вагоны, которых так не хватает железнодорожному министерству. Двадцать пять миллионов долларов новая стройка получит уже в самое ближайшее время. Вроде бы чрезвычайно полезный не только для МПС, но и для всех нас проект. Однако настораживает вот что. В России уже есть крупный завод, специализирующийся на производстве пассажирских вагонов, - Тверской вагоностроительный (ТВЗ). И именно на него делалась ставка прежним руководством МПС во главе с Николаем Аксененко при освоении 100 млн долларов инвестиционных средств, выделяемых государством на создание пассажирских вагонов нового поколения. Более того, у Тверского завода уже есть кое-какие достижения - например, разработка современных вагонов для скоростных поездов, курсирующих между Москвой и Питером. Так почему же в МПС решили строить новый завод?

Вагонные споры - последнее дело

Из обрывочных сведений, которые в итоге удалось получить в МПС и на Тверском заводе, складывается следующая картина. У России, по оценке руководителя департамента пассажирских сообщений МПС Валерия Шатаева, есть потребность в 1000-1200 магистральных пассажирских вагонов ежегодно. По его словам, их монополист-производитель - Тверской вагоностроительный завод, даже увеличив выпуск, покроет лишь половину потребностей МПС. На ТВЗ утверждают обратное и приводят в пример времена Советского Союза, когда завод мог производить до 1200 вагонов ежегодно. Правда, вот уже много лет Тверской завод недозагружен, в результате его производственные мощности сократились, и в 2001 году предприятие могло бы производить до 600 вагонов. Но МПС, сетует советник гендиректора ТВЗ Виктор Цыганов, заказало заводу не 600, а всего лишь 342 пассажирских вагона. А завод, утверждает советник, к 2007 году вполне мог бы довести производство до 1000 штук. А вот Валерий Шатаев заверяет, что в Твери сильно переоценивают свои производственные возможности, поэтому-то МПС и расходует бюджетные средства на другой проект - строительство нового завода в Воронеже, на базе существующего вагоноремонтного производства.

Очевидно, что представленными сторонами доводами проблема не исчерпывается. Однако обсуждать иные подходы и в МПС, и на ТВЗ отказываются. Поэтому выдвинем собственную версию.

МПС не хочет мириться с независимым монопольным положением поставщика пассажирских вагонов, ведь нынешние железнодорожники не смогли установить контроля над заводом в Твери. Последний не входит в систему МПС и потому, по словам заместителя директора по экономике и финансам Воронежского вагоноремонтного завода Сергея Поличного, "является сложно управляемым предприятием". Акционерный контроль над ТВЗ по сути не у МПС, поскольку около 42,5% акций завода принадлежит Минимущества. Этот пакет МПС рассчитывало получить в доверительное управление еще два года назад.

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (332) 8 июля 2002
    Падение доллара
    Содержание:
    Затянувшаяся пауза

    Волна корпоративных скандалов в Америке подорвала доверие международных инвесторов и вызвала ослабление доллара. В краткосрочной перспективе слабый доллар выгоден американской экономике. Однако статус доллара как мировой резервной валюты оказался под угрозой

    Международный бизнес
    Реклама