Вдали от счастья

Спецвыпуск
Москва, 15.07.2002
«Эксперт» №27 (333)
Неблагоприятная конъюнктура мирового рынка заставляет российских производителей алюминия осуществлять экспансию на рынок внутренний и развивать собственную минерально-сырьевую базу
 

Алюминий, медь и никель - самые важные цветные металлы, их доля в продажах всей цветной металлургии составляет более 75%. В 2001 году цены на цветные металлы достигли своего локального исторического минимума за последние два-три года (см. графики 1-3). В 2002 году ситуация стала выправляться, однако пока растущие тренды показывают лишь цены на медь и никель. Цены на алюминий стабилизировались в диапазоне 1300-1400 долларов за тонну.

Вялый металл

На в целом растущем металлургическом рынке алюминий ведет себя наиболее вяло. Это не случайно, ведь ситуация на мировом рынке алюминия сейчас неблагоприятна для производителей.

Чем же объясняется упорное нежелание цен на алюминий подниматься выше 1350-1400 долларов за тонну, вопреки общей тенденции к удорожанию цветных металлов? Такое положение дел определяют два основных фактора. Во-первых, продолжается спад потребления алюминия. Свидетельством тому является затоваривание складов - в первую очередь обслуживающих торговлю на Лондонской бирже металлов. Сейчас запасы LME самые высокие за последние семь лет - 1,25 млн тонн (см. график 4). С другой стороны, производство алюминия растет и с учетом начавшегося строительства будет расти и дальше (см. график 5). Общий баланс, по прогнозам AME Minerals Economic, будет негативным для производителей еще как минимум три-четыре года, причем еще в течение года-двух диспропорции в производстве-потреблении будут только возрастать и это будет негативно отражаться как на ценах, так и на экспортных прибылях российских компаний.

Попробуем исследовать структуру потребления более детально. Вот, например, динамика потребления алюминиевых полуфабрикатов всех видов в США и прессованных полуфабрикатов в Германии (см. график 6). Налицо негативная падающая тенденция. Однако есть ли очаги возможного роста? Взглянем на график потребления первичного алюминия отраслями промышленности в Европе (см. график 7). Один из крупнейших потребителей - автомобилестроение. И здесь европейская Ассоциация производителей автомобилей сообщила о рекордном увеличении продаж в октябре прошлого года, сразу после терактов 11 сентября. Но будет ли эта тенденция долгосрочной, пока неясно. Например, по данным компании Knibb Gormezano & Partners, реальное увеличение потребления алюминия в автомобилестроении начнется лишь с 2006-2008 года, когда ожидается прирост на 37% по сравнению с текущим годом в связи с технической модернизацией автомобилей из-за более жестких ограничений по выхлопам.

Теперь об авиации. объем строительства в этой отрасли, по подавляющему большинству прогнозов, будет только снижаться. Однако не так давно авиакомпания Emirates подписала контракты с Boeing на поставку самолетов на 15 млрд долларов. Очевидно, что реализация этого контракта в перспективе увеличит совокупный рыночный спрос на алюминий. Из других крупных контрактов отметим, например, план министерства транспорта Испании в ближайшие пять лет заказать 554 поезда для региональных линий и 282 поезда для международных линий, осн

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (333) 15 июля 2002
    Автострахование
    Содержание:
    Обойдемся без суда

    Новый Административный кодекс не должен сильно усложнить получение возмещения по страховым случаям с автомобилями в большинстве компаний. Однако воспользоваться неразберихой могут недобросовестные страховщики

    Реклама