Национал-латифундизм

Экономика и финансы
Москва, 15.07.2002
«Эксперт» №27 (333)
Земельная реформа в 1991 году начиналась как реформа для большинства. В 2002 году она завершается - чиновникам дано право безраздельно распоряжаться землей

Проект закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" принят в третьем чтении 26 июня 2002 года. Эту дату с полным основанием можно назвать днем официального утверждения новой государственной идеологии - национал-латифундизма. Категорически против оборота земель выступали коммунисты и аграрное лобби. Причина их нелюбви к иностранцам, инородцам, к гражданскому обороту и приватизации участков кроется в боязни "колхозных" директоров потерять власть и собственность, которую они считают своей.

Закон устанавливает принцип "дозволения" оборота, который противоречит Конституции РФ. Основной закон гарантирует право собственности, в том числе право распоряжаться имуществом. Дозволительность оборота (скажем прямо, она сродни запрету) с экономической точки зрения означает фактическое обнуление стоимости имущества и равноценна всеобщему лишению собственности безо всякого суда и следствия. Дозволительность грубо нарушает не только конституционное право на имущество, но и норму об исключительном ведении Российской Федерации в вопросах защиты прав гражданина. Неконституционными, кстати, являются запреты и ограничения оборота и в Земельном кодексе, равно как и в их общей с Законом об обороте "основе" - п. 3 ст. 129 ГК РФ.

Теперь субъект федерации наделяется правом преимущественной покупки в отношении любого частного участка сельхозназначения и даже земельной доли. При нарушении гражданином преимущественного права покупки субъект федерации вправе в течение года требовать перевода на него прав любого покупателя. Это даст административным органам правомочия со-собственника всех существующих в стране частных участков, создаст условия для коррупции, увеличит временные и финансовые издержки при сделках, сделает сомнительными права всех будущих покупателей. Право преимущественной покупки, взятое само по себе, убивает рынок сельхозземель еще до его рождения.

Максимальная площадь сельхозугодий, находящихся в собственности одного физического (но не юридического!) лица и расположенных на территории одного района, устанавливается законом субъекта федерации в размере не менее 10% (и вплоть до 100%) общей площади сельскохозяйственных угодий в границах района. На практике это будет означать, что максимальные размеры должны быть не менее 10-100 тыс. га сельхозугодий - в зависимости от размера района. Введение таких норм означает отказ от развития конкурентного рынка в сельском хозяйстве, что президент Борис Ельцин пытался провести в указах 90-х годов, а фактически возврат к "колхозам" - неэффективным крупным землевладельцам. Это повторение опыта XVII-XVIII веков, когда создавались латифундии. Опыт сегодняшних дней показывает, что крупные хозяйства не могут быть эффективными: по статистике максимальный размер пашни в сельском бизнесе составляет в США 800 га, в Западной Европе - 300-500 га.

Механизм выделения земельной доли создан таким, что сельскому начальству - руководителям бывших колхозов-совхозов - осуществить этот процесс очень просто: достаточно заручиться с

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (333) 15 июля 2002
    Автострахование
    Содержание:
    Обойдемся без суда

    Новый Административный кодекс не должен сильно усложнить получение возмещения по страховым случаям с автомобилями в большинстве компаний. Однако воспользоваться неразберихой могут недобросовестные страховщики

    Реклама