Полномочия не дают - их берут

Политика
Москва, 15.07.2002
«Эксперт» №27 (333)
Государство не в силах тащить на себе прежний груз - часть его должны принять на себя бизнес и гражданское общество. Строительство новой государственности следует начинать с перераспределения функций и полномочий

Нас ожидает реформа госаппарата - перетряхивание сектора госслужбы начнется уже осенью. Непонятно, правда, почему строительство нового административного здания начинается с кадров, а не со структур, где им предстоит работать. А если быть совсем точным, то начинать следует даже не со структур, а с проблем, которые предстоит решать. Иными словами, начинать реформу следует с "выявления назревших функций и предоставляемых под них полномочий" - именно так сказано в обнародованном недавно докладе "Государство. Разграничение полномочий", подготовленном Центром стратегических исследований Приволжского федерального округа (ПФО). Как полагает директор ЦСИ Петр Щедровицкий, если уж приступать к строительству новой государственности, то для начала следует определиться, какая государственность соответствует новой социокультурной и геоэкономической ситуации. Потому что есть опасность, что мы начнем строить государство России XXI века по лекалам XIX-го. Поставленная таким образом задача порождает множество вопросов: как государству жить в условиях, когда административные границы не в состоянии останавливать информационные потоки? И что вообще будет с ним происходить? Как перераспределять его функции (и соответственно - полномочия) в нынешней ситуации и кто возьмется отвечать на возникающие новые вызовы? Г-н Щедровицкий убежден, что подготовленный его центром доклад - документ не академический, а самый что ни на есть актуальный, поскольку если перечисленные проблемы не решать в срочном порядке, то, к примеру, в грядущем отопительном сезоне в ПФО будет не 213 аварий, как прошлой зимой, а в три-четыре раза больше.

- Как следует из вашего доклада, вы призываете не считать распределение полномочий внутри государства чем-то застывшим, а рассматривать его как динамичный процесс. Почему?

- Фактором влияния здесь может быть экономика, ее цикличный характер. Когда страна находится на стадии спада и на стадии подъема, разграничение полномочий между федеральным центром и регионами не должно быть одним и тем же. Европейский опыт учит, что в момент спада больше полномочий надо передавать на муниципальный уровень, ближе к человеку, который в состоянии быстрее реагировать на сложную ситуацию. И наоборот, в период подъема больше средств концентрируется в центре, чтобы сформировать некий резерв и потратить его не на социальные нужды, а на такие вложения в инфраструктуру, которые на следующем шаге облегчат выход из кризиса.

- Территориям это не очень нравится. Губернатор Прусак, например, не скрывает своей обиды на Москву за то, что она у него отбирает средства.

- На региональном уровне иные приоритеты принятия решений, чем на федеральном, они не всегда совпадают с общеэкономическими трендами. И вообще такое динамическое распределение полномочий - вещь довольно сложная: мы привыкли, что законы - это на всю жизнь. Но я убежден, что любая попытка выстроить сегодня жесткую систему обречена на провал: достаточно вспомнить судьбу Советского Союза. Есть и второй контекст, который нач

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (333) 15 июля 2002
    Автострахование
    Содержание:
    Обойдемся без суда

    Новый Административный кодекс не должен сильно усложнить получение возмещения по страховым случаям с автомобилями в большинстве компаний. Однако воспользоваться неразберихой могут недобросовестные страховщики

    Реклама