Издержки профицита

Тема недели
Москва, 19.08.2002
«Эксперт» №30 (336)
Проведение сверхжесткой бюджетной и долговой политики, оторванной от задач развития реального сектора экономики, - худший из уроков, которые можно было извлечь из кризиса четырехлетней давности

Прошло четыре года с тех пор, как на Россию обрушился финансовый кризис. За это время в экономике страны произошли заметные изменения: четвертый год наблюдаются положительные темпы роста ВВП, золотовалютные резервы зашкалили за 40 млрд долларов, стабильно растут реальные доходы населения.

Правительство впервые за постсоветское время стали хвалить за экономические успехи. Несмотря на то что эксперты, в том числе и правительственные, признавали, что рост в значительной мере носит экзогенный характер, текущая ситуация устраивала всех, и предпринимать какие-либо радикальные меры для того, чтобы сделать этот рост более устойчивым, никому не хотелось. Ведь любые стратегические преобразования по сути схожи с инвестиционным проектом: сначала издержки, потом выигрыш. Угроза этих первоначальных издержек и неизбежно связанная с ними напряженность делали удобной консервацию сложившейся ситуации. В результате меры, которые были оправданны во времена кризиса, - профицитная бюджетная политика, отказ от новых заимствований, недопущение укрепления рубля - превратились в "священных коров", посягнуть на которые означало показать себя врагом либерального пути развития и сторонником нового кризиса.

Правительство продолжает закладывать растущий профицит в среднесрочную стратегию: по прогнозам Министерства экономического развития и торговли, профицит консолидированного бюджета должен составить 3,81% ВВП в 2003 году, 4,56% в 2004-м и 5,33% ВВП в 2005-м. И это при том, что долговая проблема, которой власти часто обосновывали необходимость создания резерва, сегодня стоит не столь остро, а пик выплат приходится только на будущий год. Так что необходимость накапливания этого резерва, причем постоянно растущими темпами, вызывает серьезные сомнения.

Профицитная политика сопряжена с целым рядом издержек для экономического роста: сохраняется высокое налоговое бремя, крайне низкими остаются инвестиции в инфраструктуру и человеческий капитал, эффективность макроэкономической политики серьезно страдает от нехватки рыночных инструментов регулирования.

Налоговая псевдореформа

Жесткая нацеленность на сохранение профицита в краткосрочной перспективе заставляет проводить долгосрочные по своей природе налоговые преобразования с оглядкой на краткосрочные последствия. В результате практически все последние изменения в налоговой сфере выполняли в первую очередь фискальную, а не стимулирующую роль. Почти каждое изменение действующего порядка налогообложения сопровождалось принятием дополнительных мер, призванных полностью компенсировать возможные потери бюджета от реформы. Итоговый результат - почти нулевой.

Меры, которые были оправданны во времена кризиса, - профицитная бюджетная политика, отказ от новых заимствований, недопущение укрепления рубля - превратились в "священных коров", посягнуть на которые означало показать себя врагом либерального пути развития

Введение плоской шкалы подоходного налога фактически вылилось в рост минимальной ставки с 12 до 13%, и реально эффективная база этог

У партнеров

    «Эксперт»
    №30 (336) 19 августа 2002
    Годовщина дефолта
    Содержание:
    Издержки профицита

    Проведение сверхжесткой бюджетной и долговой политики, оторванной от задач развития реального сектора экономики, - худший из уроков, которые можно было извлечь из кризиса четырехлетней давности

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама